Каждый год в Томской области строят несколько школ. Однако «новая» школа подразумевает абсолютно другой подход к образованию детей и созданию среды для них. В проекте «Точка знаний» мы знакомимся с разными проявлениями нацпроекта «Образование». В рамках него в 2020 году была построена «Интеграция». По словам директора Лилии Пикаловой, это школа нового формата, «другая школа». И дело даже не в современном оборудовании, а в концепции работы.
Учить – уже недостаточно
Главное качество педагога новой школы, считает Лилия Пикалова, – умение меняться.
«Не всегда опыт педагога многолетний – это залог качества. Опыт — это мудрость, умение использовать то, что ты наработал, работая в каждый период с разными детьми, в отношении новых детей. Здесь не обойтись без постоянного самосовершенствования педагогами самих себя», – рассказала директор Лилия Пикалова.
Возможно, поэтому в школе достаточно много молодых, амбициозных педагогов. Каждый из них отражает суть новой школы и постоянно находится в развитии. Увидеть их можно в нашем ролике:
Начало: дать детям самостоятельность и возможность высказать мнение
При «Интеграции» работает дошкольная группа, где в первой половине дня занимаются малыши от пяти с половиной лет. Воспитатель Нелли Кучеренко помогает им адаптироваться к будущему обучению.
«Дети идут целенаправленно, чтобы стать здесь первоклассниками. Они постепенно внедряются сюда, знакомятся с масштабами, учатся самостоятельности, ходят в библиотеку, готовят материалы для занятий. Но в целом по формату от садика не отличается», — сказала воспитатель.
А с первоклассниками уже работает учитель начальных классов Сильвия Тэт. В ее классе 29 человек.
«У меня такой класс попался – они всегда «горят» и хотят. На уроках даю высказать свою точку зрения. Если возникают споры – мы конструктивно их решаем. В жизни тоже нужно отстоять свою позицию. Приучаю размышлять, сотрудничать», — отметила Сильвия.
Наука: дроны, конструкторы и программирование
Инженерно-технический центр– одно из приоритетных направлений для развития школы в этом году. Уже активно действует направление робототехники и зарождается программа по работе с беспилотниками (направление запустили совместно с сотрудниками МЧС и бизнесом). Кроме того, в школе за год создали и усовершенствовали курс по искусственному интеллекту, направление планируют развивать в рамках гранта.
Робототехнику ребята осваивают под руководством педагога Евгения Родионова. Это основной кабинет робототехники, где ребята с 1-го по 8-й классы учатся конструировать, программировать и готовятся к соревнованиям.
«Дети на примере конструкторов начинают «трогать» цифровой код. Мы делаем задание на компьютере, ставим с младшими классами исследования блоками, стрелочками. Потом переходим к более сложному, текстовому коду», – рассказал Евгений.
Также в школе запустили программу по радиоэлектронике и системам связи – она разработана совместно с сотрудниками ТУСУРА и компанией «Системы технологии и коммуникации». В рамках нее дети освоят навыки создания систем связи нового поколения. Начинают с простых вещей и позже доходят до сборки микроконтроллеров.
Культура: музыкальная студия и библиотека нового формата
Творческие ребята смогут найти применение своим талантам в школьном ансамбле, кружке журналистики или театре, который появился в этом году. Даниил Афонасьев курирует первые два направления.
«Здесь очень развита база техническая. Для кружка журналистики есть несколько камер, фотоаппаратов, планируем делать школьное радио и газету. Для ансамбля есть весь набор инструментов, студия по последнему слову техники. Главная задача ансамбля – формировать у детей образ артиста» – отметил Даниил.
Также артистов формирует театральная студия. Как отметила педагог Ольга Забродина, множество навыков, которые вырабатывает театр, пригодятся детям в жизни, и речь не только о карьере актера.
«Это здорово, что школа приветствует разные направления, и я не считаю свое главным или второстепенным. Мы все в какой-то мере развиваем детей с разных сторон. Дети выбирают, что им больше нравится, при этом развиваются гармонично», — сказала Ольга.
Другими становятся и привычные форматы работы в школе. Например, в библиотечные уроки добавляется элемент игры, рассказала педагог-библиотекарь Татьяна Штенгелова.
«Дети работают с информацией самостоятельно. Они могут взять книгу, сесть на мягкое кресло, педагоги здесь тоже отдыхают. Формат новых библиотек предоставил такую возможность – чтобы было внутри комфортно находиться и читать», – отметила Татьяна.
Спорт: секции и занятия у действующих спортсменов
Спорту в школе уделяют много внимания и предоставляют возможность заниматься в разных направлениях: волейбол, футбол, легкая атлетика, армейский рукопашный бой, самбо, ЛФК. Как отметила руководитель клуба «Спортивный центр Ирина Радцева, все педагоги школы – действующие спортсмены, от любительского уровня до уровня чемпионатов России.
«Проблема новой школы в одном – у нас нет костяка, который нарабатывается годами в других школах. Начинаем с чистого листа, но в этом и плюсы есть», – рассказала Ирина.
Один из тренеров, учитель физкультуры Дмитрий Черепенников, планирует создать на базе школы сильную футбольную команду, которая будет участвовать в различных соревнованиях. Сам тренер занимается футболом больше 20 лет, сейчас играет за любительскую команду в Томске.
«В целом я стараюсь развивать в детях лидерские качества. Например, приучаю тех, кто уже хорошо усвоил упражнения, проводить разминку среди своих сверстников», – отметил Дмитрий.
Самые интересные мысли учителей мы собрали в подкасте.
Педагог «другой» школы — это фундамент, на котором строится атмосфера, содержание образования, также взаимоотношения.
«Педагоги должны понимать, что внешняя среда заставляет нас меняться. А подталкивают нас к изменениям дети. Они по-другому воспринимают действительность и то, что им хочет донести учитель. Мы должны понимать, что классическая система находится в реальных условиях, которые очень быстро меняются. И мы должны элементы классической системы уметь использовать в новых условиях», — отметила директор Лилия Пикалова.