Кино в регионах — это совершенно новый тренд, который врывается в культурную жизнь страны. Фильмы из Якутии, Чукотки, Новосибирска попадают на крупные кинофестивали и выходят во всероссийский прокат, поражая зрителей качеством проработки и профессионализмом. Более того, на развитие регионального кино работает и национальный проект «Культура», в рамках которого проводятся модернизации кинозалов по всей территории Томской области.
На фоне всего этого нам стало интересно, каким образом развивается томская локальная киноиндустрия. Для этого мы пообщались с режиссером Василием Золотовым. Василий — режиссер-самоучка. До определенного момента он занимался созданием городского мобильного приложения, но в какой-то момент резко развернул свою карьеру и снял короткометражный фильм «Наставник». С Василием мы поговорили о его любимых режиссерах, о том, как начать снимать свое кино и что может ждать региональную индустрию.
РЕГИОНАЛЬНОЕ КИНО РАЗВИВАЕТСЯ. Чаще всего это происходит с помощью грантов, государственной поддержки и конкурсов. Локальное кино будет в будущем иметь свой голос. В Томске, и не только, хватает талантливых молодых ребят, кто видит жизнь, страну, чувствует по-другому. И будет здорово, когда эти голоса начнут высказываться.
КИНОСПЕЦИАЛИСТЫ НАЧАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ В ТОМСКЕ. Даже те люди, что были давно, становятся более опытными. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, люди прокачиваются, появляются команды. Я думаю, что развитие определенно точно есть. Сейчас недостатка в информации нет, можно, никуда не уезжая, развиваться и практиковаться на местах.
ТЕПЕРЬ НЕ ТОЛЬКО ГОЛЛИВУД ЗАДАЕТ ТРЕНДЫ. Должно быть киноразнообразие в мире. Все имеют право быть услышанными. Я считаю, что должны быть разные культурные центры, разные взгляды и школы.
Я ЗАДУМЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ «НАСТАВНИКА» ПОЛНОМЕТРАЖНЫМ. Или сделать из него сериал, или документальное кино. Но вопрос в том, кто будет реализовывать? С одной стороны, я в теме, я разобрался и хорошо понимаю, но с другой — все, что я хотел там сказать, я уже сказал. Много чего хочется сделать, но далеко не на все хватает времени.
МОЕ РЕЖИССЕРСКОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕТ ПОСТОЯННО. Это чтение книг, какие-то мастер-классы, интервью, семинары. Все, что я считаю важным для себя, с удовольствием изучаю.
Я НАЧАЛ СМОТРЕТЬ КИНО НА ДРУГОМ УРОВНЕ. Теперь я анализирую драматургию, визуальную часть, звук, воздействие на меня, режиссерские решения.
РАНЬШЕ В КИНО Я ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ ТОЛЬКО НА ИСТОРИЮ. Так что в конце фильма были вопросы по типу: а почему там так мрачно, что не могли подсветить? Ничего же не видно. У меня не было понимания, почему режиссеры что-то делают.
ТОП-3 МОИХ ЛЮБИМЫХ РЕЖИССЕРОВ — ВИЛЬНЕВ, НОЛАН И ФИНЧЕР.
В СВОЕ ВРЕМЯ ВИЛЬНЕВ МЕНЯ ОСОБЕННО ПОРАЗИЛ. Когда выходил «Бегущий по лезвию 2049», то я еще кино не особо интересовался, не было понимания, что в кино можно идти на режиссера, анализировать его. Я даже в кинотеатр на него не ходил. Не было потребности. Однако сразил он меня фильмом «Убийца». Там настолько плотная драматургия, связи между персонажами, концовка — все это вдохновило меня разбирать его фильмографию. Мне очень нравится его плотная работа с актерами, миром, атмосферой. Это те драмы, которые хватают и не отпускают.
ЭТОТ РЕЖИССЕР МНЕ БЛИЗОК ДУХОВНО. Я в себе нахожу резонанс с его творчеством, какие-то творческие черты.
НЕ ВСЕ МОИ ИДЕИ УКЛАДЫВАЮТСЯ В КАКОЙ-ТО ФОРМАТ. Иногда у меня нет примеров, как можно сделать ту или иную штуку. Невозможно предсказать, сработают мои идеи или нет. Но я уверен, что хочу их реализовать. Да, по итогу я могу быть не прав, но сам факт выхода и резонанс у зрителя — этого уже достаточно.
«ДОВОД» НОЛАНА ПОМОГ НАЙТИ ВДОХНОВЕНИЕ. Так совпало, что его выход был во время локдауна, так что в Томске сеансов вообще не было. Я даже думал поехать в Новосибирск, чтобы посмотреть. У меня тогда как раз был сложный период в работе с монтажом следующего моего фильма, и мне нужно было вдохновение. И даже сама атмосфера кинотеатра и выхода моего любимого режиссера, все это приятно накатило на меня.
СЧИТАЮ РЕЖИССЕРА ЮРИЯ БЫКОВА СВОИМ ЗАОЧНЫМ УЧИТЕЛЕМ [российский режиссер, автор фильмов «Дурак», «Майор», «Завод». — Прим.ред.]. Пока я работал над «Наставником», я часто слушал его мастер-классы. Он давал мне силы и вдохновение. Его фильмы меня тоже поражали, Быков мне очень помог.
АКТЕРЫ ВСЕГДА ПОДБИРАЮТСЯ ПОД ЗАДАЧИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. В первую очередь я хочу отталкиваться от этого, не зависеть от актеров. С другой — хочу поработать с актерами старой школы, ощутить некую передачу информации от одного поколения другому. Но для меня главное — чтобы актер был включен, подключался к разбору, изучал своего героя, чтобы он вживался в роль персонажа и знал каждую его деталь и мелочь. Да это даже может быть кто-то непрофессиональным, главное — чтобы ему верили.
МНЕ ХОЧЕТСЯ МАСШТАБНОСТИ. И в тот же момент хочется максимально контролировать процесс. В сроках или масштабе это не всегда возможно. Влечет космос, фантастика, очень нравится советский взгляд на это — освоение, первопроходцы, битва человека с природой, ее преобразование.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ НЕ ЗАМЕНИТ НИ ОДНА ТЕОРИЯ. Важно начать делать, ведь можно попасть в ловушку обучения. Тебе будет всегда казаться, что ты слишком мало знаешь, и ты будешь вечно учиться. Если делаешь проект, а внутреннего огня у тебя нет, то трудности будут непроходимыми. Если же есть огонь к созданию кино, то его можно закрепить обучением, подбирать знания под конкретные задачи. Мне помогали мастер-классы опытных людей и профессионалов.
МНЕ СРАЗУ ЖЕ ХОТЕЛОСЬ СДЕЛАТЬ КАЧЕСТВЕННО. Я старался залезть во все сферы и разобраться: звук, монтаж, цвет. Сейчас же нет сложности с техникой, все есть, желание у команд тоже есть. Так что бери и делай.