Спортсменка, активистка, красавица, любимый педагог, туристка со стажем и молодая мама. Представляя Марину Петрову, этот список можно продолжать. Томичка рассказывает, что все в ее жизни не случайно.
— В туризм я пришла года в 23. Меня к этому делу пристрастил муж. Мне понравился туризм, потом пошло скалолазание. Я увлеклась всем этим делом. Были соревнования, я больше не «походник», а спортсмен. Полюбилось мне это дело. Потом поехала вожатой в детский лагерь, затем позвали работать в «Кедр», и все закрутилось. Я поняла, что это мое. С детьми я давно занимаюсь, преподаю рисование. Работала репетитором, в школе, теперь вот я еще и тренер-педагог дополнительного образования.
— Что самое интересное в скалолазании? Какие оно дает приоритеты по жизни?
— Это выносливость, сила, реакция. Хорошо начинаешь чувствовать свое тело. Становишься пластичным, уверенным в себе. Это интересный вид спорта, особенно, когда есть возможность заниматься на свежем воздухе, выезжать на скалы и лазать.
— Люди, которые ходят в походы и лазают, они чем-то выделяются среди других?
— Это совсем другие люди, те, что увлекаются туризмом, они не только о себе думают, у них энергия направлена вовне. Их сразу видно. Они знают, где и кому помочь и подсказать. Они больше видят, понимают, чувствуют, в том числе и природу. Они нацелены на единение человека с природой. Они не потребители, поддерживают экологию. Они всегда за собой убирают. Это один из моментов воспитания.
— В каких регионах Сибири раздолье для скалолазов?
— Красноярский край, Республика Алтай. Там есть места, где можно позаниматься.
— Насколько для детей это подходящий вид досуга?
— Что я заметила. Начиная с трехлетнего возраста, у детей проявляется интерес к лазанию и высоте. Они ее изучают, спрыгивают, знакомятся с понятиями «выше» и «ниже». Я заметила эту особенность, начала набирать маленьких детей. Как раз дочь была такого возраста. До этого она не проявляла интереса, а после трех начала лазать. Четырехлетки уже цепкие, сразу видно детей, кто начал лазать с этого возраста, они выделяются даже среди ребят, кто пришел в клуб с семи лет. В 3-4 года дети все делают интуитивно, естественно и правильно. Они могут складываться в гармошку, у них цепкие пальчики. У меня есть фишечки, которые им помогают не потерять интерес к лазанию. Это и определенные игры. Через игровые элементы подается занятие, не как тренировка. У меня есть такие ходы, где я тренирую взрывную силу. А дети думают, что они играют, что-то собирают, а это настоящая силовая тренировка. Она такая насыщенная, дети выходят все мокрые. Главное — решаются задачи. Потом они вырастают, переходят в другую программу, там все меняется. Поездки на скалы — тоже активное сочетание спорта и активностей на природе.
Разнообразие движений, растяжек и двигательных активностей позволяет достигнуть оптимальной формы для организма, особенно мышц и суставов, рассказала в подкасте Марина Петрова.
— Какие группы мышц развиваются? Может, меняется умственная деятельность?
— Да, это зрительно-моторная координация. Внимание, сосредоточенность. Вообще, в туризме развиваются ответственность у детей и психологические коммуникации в группе, поддержка. Очень много качеств. Все мышцы разрабатываются, все связки, все суставы. Настолько разнообразны в скалолазании движения, мы двигаемся во всех плоскостях, в разные стороны, все тренируется.
— Кто-то ставит себе спортивные достижения из деток? Как вы их выявляете?
— У меня к каждому индивидуальный подход. Я не делаю из детей специально спортсменов. У меня программа, в которой такие способные дети выявляются, у них видны определенные задатки. Им надо быстрее, выше, сильнее, раньше. Они работают на результат, упертые. Им даю задания чуть сложнее, чем остальным. Такие дети всегда на передовой. На других не давлю. У каждого свой темп, свой индивидуальный рост достижений.
— До какого возраста ребята ходят к вам на тренировки?
— У меня вот первый выпуск 18-летних. Я вот думаю, как я буду на выпускном себя вести, пророню ли я слезу. Мне их очень будет не хватать.
— У вас туристская семья?
— Да, первым это увлечение начал развивать муж, потом втянул меня, я погрязла полностью в этом деле. Теперь дочь с нами везде. Первый раз на скалы с нами поехала в год в Кемеровскую область. Уже в туристских марафонах участвовала, ходила пешком с нами по лесу. Сейчас ей будет пять лет. Она ходит ко мне на тренировки.
— Вы как спортсмен выступаете?
— Сейчас уже нет. Но появилось второе дыхание в последнее время, есть планы. Пока в основном походы. На тренировках я лазаю вместе со старшими ребятами.
— Как удается находить общий язык с подростками?
— У меня сборная группа, разного возраста ребята. Там интересно распределяются обязанности. Старшие смотрят за младшими, проявляют ответственность. Поэтому все трудные подростковые проблемы мы плавно и незаметно огибаем. Пока удается с любым возрастом найти контакт.
О своих главных правилах общения с учениками Марина Петрова рассказала в видеоролике проекта «Учение с увлечением».
— Риск бросить спорт, наверное, в подростковом возрасте очень велик?
— Да, есть переломный момент, в 13 лет примерно. Но здесь главное — не давить, а заинтересовывать походами. Тогда они держатся, им это более интересно. А ближе к 15 годам они начинают интересоваться своим телом и физическим развитием. Поэтому на тренировки приходят потом еще активнее, не нужно напоминать даже.
— В последнее время повышенный спрос на ледолазание и скалолазание?
— Да, сейчас это на высоком уровне развивает в Томске семья Темеревых. Выращивают чемпионов. Повысился интерес, так как появились победители.