Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

От неловких выступлений до хулиганской импровизации: какой путь прошло сообщество актеров «Игроки»?

10:00 / 29.11.21
1979

Цель – найти сценическое пространство и подарить зрителю совершенно новый опыт и ощущения

Мы в социальных сетях:

Пока томские актеры театра «Скоморох» дожидаются, пока национальный проект «Культура» поможет отреставрировать их здание, другие актеры из этих зданий уходят. Цель – найти новое сценическое пространство и подарить зрителю совершенно новый опыт и ощущения. Так и появилось сообщество актеров «Игроки».

Они – артисты Томского театра драмы, энтузиасты, которым жутко захотелось попробовать себя в чем-то новом, иногда некомфортном, иногда веселом, но, безусловно, уникальном для городской театральной сцены. Первое выступление «Игроков» прошло 14 февраля 2020 года, в рамках одного томского бара, проходя мимо людей, которые не стеснялись в этот момент есть и пить, актеры поставили свои первые этюды, раскрывая истории любви по рассказам Бунина, О.Генри и Вуди Аллена. Тогда еще никто не понимал, как реагировать на артистов, смущенно отводили глаза, если они вдруг подсаживались рядом. Но уже тогда было понятно, что эксперимент провальным назвать нельзя.

Почти за два года «Игроки» поставили множество спектаклей, которые сделали их полноценной творческой силой, способной выдавать очень уникальный и специфичный перформанс. Так что мы решили разобраться, какой путь прошло сообщество актеров «Игроки».

НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ НЕЛОВКО

Но крайне задорно и свежо. Во время первых выступлений часто складывалось впечатление, что сами актеры не совсем понимают, что же они делают. Вокруг сидят люди, которые все время едят и отвлекаются, а читать текст приходилось с листа, потому что основная работа не давала много времени для репетиций и подготовки сценария.

Люди же рассказывали, что им было неловко и немного некомфортно, когда заряженный энергией актер проходил мимо, садился рядом или пристально смотрел в глаза. Или же зритель мог запросто стать частью постановки, что тоже добавляло градус недопонимания.

«В молодости я наш формат воспринимал как обычную халтуру. Но теперь понимаю, что он перерос в новую форму искусства. Потому что во время каких-то праздников и корпоративных историй очень сложно привлечь внимание зала. Но это тоже очень серьезная школа для артиста. Начинаешь понимать, на что надавить, чтобы зацепить», – вспоминает режиссер и один из основателей сообщества Артем Киселев.

Впрочем, любые неловкости и недочеты запросто прощались, ведь такой необычный зрительский опыт в Томске редко можно было получить, так что авансом за что-то новое «Игроки» получили большой кредит доверия.

ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА ПАНДЕМИИ

Если вы подумали, что в это время «Игроки» продолжили ставить выступления и собирать публику, то спешим вас огорчить. Никаких неожиданных сюжетных поворотов, пандемия COVID-19 негативно сказалась на всех сферах деятельности, так что экспериментальные постановки тоже попали под запрет. Более того, само сообщество находилось в сложном положении, ведь их постоянное место выступления просто-напросто закрылось и не смогло пережить экономические сложности локдауна.

«Все мы оказались дома: на нашей основной работе рекомендовали что-то делать, да и сами хотели заниматься искусством. Так что онлайн-движухи было много, и это своеобразный плюс коронавируса, он позволил нам сделать то, что давно хотелось. <…> Сначала было непонятное ощущение: а как так? Просто все исчезло в один миг. С этим нужно было как-то бороться, так что единственным способом была работа над проектом по Вуди Аллену», – рассказывает актриса и одна из создателей сообщества Дарья Омельченко.

Так что после этого ненадолго «Игроки» ушли в онлайн-формат, где уже оказались другие театры Томска, но такой опыт продлился недолго, а первые волны коронавируса все-таки сошли на нет, разрешив работу городским заведениям и открыв для сообщества вопрос: а что дальше?

ПОСТКОВИД И ВЫХОД НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Разумеется, на этом история «Игроков» и не думала заканчиваться. Они вышли из пандемии, нашли себе новый бар и начали репетировать. На этот раз никакой неловкости не было. Теперь все пространство бара превратилось в интерактивную сцену, которую можно было использовать по максимуму. В каких-то спектаклях актеры забирались под потолок, в каких-то разыгрывали сцены на улице за огромным французским окном, открывая зрителю новые грани эффекта присутствия.

Практически пропали листы с текстом, а сами произведения почти перестали быть отдельными историями, которые никак друг с другом не связаны. Все чаще зритель мог наблюдать полноценный спектакль, поставленный за крайне сжатые сроки, и выглядел он максимально качественно.

«Это такой эксперимент. Мы развиваемся вместе с нашей публикой, которая к нам тянется. Уже есть постоянные зрители. Еще холодит кровь оттого, что ты не понимаешь, каким будет результат. Если в театре выпускается спектакль, то мы месяц его репетируем, и все в голове складывается в единую картину. А здесь — всегда полное неведение. Мы создали очень хорошую и творческую атмосферу, которой иногда не хватает на работе. Но мы же все равно ловим кайф от этого. Как дети! Играем тут, даже иногда получаем больше удовольствия от репетиций, чем от самих выступлений», – делится впечатлениями актриса сообщества Олеся Казанцева.

Уже сейчас можно сказать, что сообщество актеров «Игроки» – это действительно яркие творческие единицы в культурном портрете Томска. Их энтузиазма и идей хватит на большое количество событий и постановок. На данный момент к театральным хулиганам уже добавляются заслуженные артисты России вроде Евгения Казакова, так что следить за будущим этого необычного формата будет любопытно…


Перед вами проект «Культурный тренд». В нем мы попытаемся разобраться, что же происходит с культурной жизнью Томска сейчас, в далеко не самое спокойное время. Интервью, разборы, новости – ищи больше здесь.