Источник фото: Андрей Сальников
Интересное

Зачем физику экономика: как банкир Андрей Сальников стал одним из первых студентов ТГУ с «параллельными» дипломами

13:00 / 26.11.21
5616

В 1990-е годы в вузе было не принято учиться параллельно на двух факультетах

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

В 1990-е годы в вузе было не принято учиться параллельно на двух факультетах. Известный в Томске банкир, региональный директор Томского офиса ПСБ Андрей Сальников – один из первых, кто получал в Томском госуниверситете два высших образования одновременно – на физтехе и экономе. Как удалось «сломать систему» и какой диплом чем был полезен, Андрей рассказал в спецпроекте портала Томск.ру «Выпускники ТГУ».

Андрей Сальников, региональный директор Томского офиса ПСБ. В 1995 году с отличием окончил физико-технический факультет Томского государственного университета, в 1996 году – экономический факультет. В 2012-м получил диплом Чикагской Школы бизнеса (The University of Chicago Booth School of Business).

Неразлучные друзья

Вообще-то в школе я мечтал стать военным: я из офицерской семьи, собственно, кроме военных городков, ничего в детстве не видел. Поменял 14 школ за 10 лет, в некоторые возвращался по два раза. 11-й класс заканчивал в лицее томского Академгородка, у нас были сильные преподаватели по математике, физике, и эти предметы я знал очень хорошо. Но учиться на физическом факультете не собирался – поступал в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. Когда не прошел по зрению, с горя подал документы в Томское училище связи. Сдал экзамены, мне пришел вызов на летние сборы…

Как раз в это время я попал на семейный праздник к моей однокласснице, ее папа Юрий Семенович Макушкин был ректором Томского госуниверситета. Он хорошо ко мне относился и, видимо, верил в мои способности, потому что начал отговаривать меня от «армейского» образования. Так вдохновленно рассказывал про университет, выдающихся ученых-физиков на физтехе, что я решил: пойду туда, мне же все равно, мечта о ВДВ рухнула.

Физтех тогда был действительно привилегированным факультетом – у нас были самые большие стипендии, практически все специальности на факультете были закрыты (связаны с военной тематикой, в основном космической). Нас учили легенды – Василий Васильевич Черников, Игорь Михайлович Васенин… Люди, которые помимо знаний передавали нам лучшие человеческие качества, были образцом во всем.

Я считаю, что люди, которые прошли физико-математическую школу университета, -приучены мыслить более системно, их мозг за годы учебы заточен под фундаментальные науки, поэтому четко выстроен и структурирован. После физтеха мне было очень легко учиться на экономе. А еще физтех – это настоящее братство: каждый год 12 апреля, в день факультета, мы встречаемся с одногруппниками, хотя с выпуска прошло больше четверти века.

Наш второй курс пришелся на 1991 год – жизнь катастрофически разворачивалась в новую неизвестную сторону. Заговорили о коммерции, о рынке. Оборонные предприятия, куда обычно распределяли выпускников физтеха, стали откровенно хромать. И мы с друзьями решили: попробуем-ка поменять профиль. Бросать родной факультет не хотелось – жалко! Но прецедентов обучения на двух специальностях параллельно в университете не было. Хотя теоретически — не запрещено. Я пришел к своему старому знакомому Юрию Семеновичу и сказал: «Хочу попробовать поступить еще и на эконом». Он вызывает декана экономического факультета, показывает на меня: «Вот студент, пожалуйста, возьмите его на второй курс». Декан назначает мне время на следующий день, я прихожу — и привожу с собой двух друзей. Нет, говорит, так не пойдет: одного возьму – троих нет. Тогда я тоже отказался – и мы втроем поступили на первый курс на общих основаниях. До сих пор, кстати, дружим.

Сессии на обоих факультетах шли одновременно, поэтому стратегия у нас с друзьями была такая: физтех мы сдавали досрочно, эконом – в период официальной сессии. Однажды мы пришли на экзамен по математике на экономе, сдали сами и помогли с ответами еще половине группы. После этого на каждом экзамене по математическим дисциплинам преподаватели первым делом спрашивали: «Кто с физтеха? Зачетки на стол и временно покиньте зал».

Разворот к рынку

Учиться было несложно, особенно на первых курсах, когда было много общих предметов и они перезачитывались. Напрягаться стали, когда параллельно начались специальные предметы по обоим направлениям. Например, на экономе я стал заниматься исследованиями ипотечных программ земельных банков в Германии. История долгосрочных кредитов на жилье в России только-только начиналась…

А на физтехе меня определили в научную лабораторию Сергея Пейгина, которая уже тогда выполняла хоздоговоры для иностранных компаний. Я, в частности, высчитывал физико-технические параметры полетов французских истребителей «Мираж».

К слову сказать, как только открылись границы, компетенции томских физиков сразу стали востребованы на западном рынке. Я помню, еще в 1992 году академик Владимир Зуев организовал в Томске международную конференцию по спектроскопии. Я на ней присутствовал – правда, в качестве официанта (подрабатывали с однокурсниками). Было безумно интересно видеть такое количество зарубежных ученых в одном месте. Некоторые из нас не удерживались – и вступали в беседы с гостями где-нибудь у бара. Иностранцы потом очень удивлялись, что ребята из обслуживающего персонала на чистом английском могли поддержать разговор о фундаментальной физике.

В 1995 году я закончил физтех с отличием, но уже тогда знал, что выберу другую стезю: с 1994 года работал в Сберегательном банке. На тот момент у меня еще не было профильного диплома (а для карьеры в финансовой отрасли он был обязателен – поэтому идея поступать на экономический факультет оказалась в итоге очень удачной). Но я услышал, что банк ищет специалистов по маркетингу, и пришел на собеседование, поскольку интересовался этой темой. Как сейчас помню – назначили его на 9.00. Час сижу, другой сижу – не вызывают. Выходит управляющий, господин Андросов смотрит на меня: «Чего пришел?» — «Я на собеседование». – «А, ну жди». И ушел. И я понял, что собеседование уже началось – проверяется моя настойчивость… В общем, просидел я там часов шесть. В очередной раз пройдя мимо меня, Александр Степанович усмехнулся: «Ты здесь еще? Ну, заходи». Пробеседовали с ним еще часа два, меня взяли – и я проработал там 11 лет. В 2006 году перешел в ПСБ на должность заместителя управляющего томского филиала, в 2009-м его возглавил.

Повышать квалификацию нужно, когда чувствуешь: время ушло далеко вперед, надо догонять. Например, весь 2012 год я учился в Чикагской школе бизнеса. Это был бесценный опыт – получать знания от топов ведущих мировых компаний от Apple до Deutsche Bank.

Только учись!

Сейчас популярно стало мнение, что необязательно учиться в университете – есть куча курсов в интернете. Но всё это – просто навыки. Только университет даст фундаментальную базу, без которой невозможно стать образованным человеком. Только ежедневное погружение в науку, проживание трудностей, связанных с ее постижением, выстроит в голове совершенно другую картину мира. Хорошо помню себя до университета и после – это два совершенно разных человека.

Современным студентам повезло еще больше: у них есть возможность сформировать более сложную образовательную траекторию, капитализировать свои знания в новое качество. Нормальным стало одновременно учиться не просто на разных факультетах одного университета, а в университетах разных стран. Было бы желание!

Интервью записано 25.09.2021


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.