Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.
Зачисление в университет и рождение дочери – эти два события Наталья Попова называет, когда ее спрашивают о самых счастливых моментах жизни. Как поменять медицину на журналистику, провести в любимой профессии 30 с лишним лет, а потом закрыть «врачебный гештальт» открытием сети медицинских клиник – в нашем материале.
Случайности не случайны
«В выпускных классах школы я мечтала лечить людей. В то время (1980-е годы) это была очень консервативная отрасль: среди абитуриентов ходили легенды, что девушек в мединститут берут неохотно, предпочитая им парней (мол, выйдет замуж, родит – и нет врача!). Но я была очень самоуверенной и подала документы на лечфак. И… за сочинение на мою любимую тему — по Достоевскому — получила три. Очень обиделась за такую несправедливость и разработала план Б: пошла работать санитаркой, поскольку медицинский стаж практически гарантировал поступление».
Мама тогда категорично заявила: это позор, что моя дочь за кем-то судно выносит! Но швабру я всегда носила гордо. Выбрала, кстати, одно из самых тяжелых отделений – травматологии, с ломаными-переломанными пациентами. Хотела проверить себя в намерении стать хирургом… Это был классный период моей жизни, совершенно счастливый! Но всё изменило два случая.
Первый – когда я встретила школьную подругу Юлю Андрейчикову, с которой мы вместе выигрывали все школьные конкурсы по сочинениям. Она рассказала, что поступила на журфак, чем меня просто поразила: журналистика была для меня чем-то заоблачным, недосягаемым — примерно как космонавтика. Юлька спросила: «А почему бы тебе не попробовать?». И я задумалась…
Второй случай произошел на одном из моих дежурств: меня пригласила в ординаторскую Галина Леонидовна Сафонова, которая заведовала нашим отделением, посадила напротив себя и сказала: «Девочка моя, я хорошо к тебе отношусь, вижу, как ты стараешься. Но чего ты хочешь? Помогать людям? Посмотри на меня: время 11 вечера, я здесь, семью не вижу, у меня есть одна только работа…» Меня это сильно впечатлило, тогда и решила попытать счастья в журналистике. Чтобы поступить (тогда – на отделение журналистики филологического факультета ТГУ), надо было пройти творческий конкурс, а для этого были нужны публикации. Пришла в газету «Молодой ленинец» и принесла свою первую статью – конечно же, о буднях отделения травматологии. Как ни странно, ее сразу взяли. Потом пошла другая, третья… Так совершенно случайным образом я оказалась в профессии — и в alma mater. Хотя… случайности не случайны.
Тысячи шагов
«Университет в Томске в то время был один – ТГУ. Все остальные – институты… В моем понимании это было что-то, к чему нельзя было приблизиться без священного трепета. Как сейчас помню свое волнение на вступительных экзаменах. Документы подали около 100 человек, набирали чуть больше 20-ти – то есть конкурс был около четырех-пяти человек на место. Похвастаюсь — за творческий конкурс было всего три пятерки, включая мою! Когда спрашивают, какой был самый счастливый момент вашей жизни, сразу вспоминаю два эпизода: когда узнала, что поступила в университет, и когда у меня родилась дочка».
«Экзамен по русскому и литературе проходил в главном корпусе университета. Когда я получила пять и, таким образом, набрала необходимое количество баллов, я буквально на крыльях летела вниз по ступеням! Меня всегда поражали ступени в главном корпусе – стёртые тысячами ног людей, которые приходили сюда за знаниями. Теперь я была одной из них. Помню, неслась по аллее с воплем и чувствовала такое непередаваемое, искрящееся, искреннее счастье здесь и сейчас! Это ощущение я поймала второй раз только при рождении ребенка».
Причем оба эти события последовали с небольшой разницей – я стала мамой очень рано, на первом курсе, из-за этого развеселая студенческая жизнь прошла стороной. Беременность протекала сложно, постоянно приходилось быть на сохранении. Врачи рекомендовали взять академический отпуск, и я пришла с заявлением к Юрию Николаевичу Мясникову, к нашему «папе», как все его тогда звали. Но оказалось, что права на академ не имею – его могли дать только в связи со сложными заболеваниями, а беременность — не болезнь… Делать нечего, решила переводиться на заочное. Но случилось чудо: каким-то невероятным образом Юрий Николаевич всё же выбил мне академ. Перед зимней сессией пригласил меня к себе и сказал: «Вот тебе документы, иди давай рожай. Но чтобы была здесь не через год, а к сентябрю – ты слишком много пропустила».
Аня родилась в мае, 1 сентября я вышла на учебу. Первую сессию сдала исключительно на злости. То, что давалось одногруппникам легко и весело, мне доставалось с огромным трудом: дочь до года не слезала с рук. Я мечтала, чтобы у меня была возможность учиться – приезжать на лекции, слушать наших преподавателей! Великолепные лекции Владимира Костина, Геннадия Ракова, Эмилии Блиновой… Отпечатался в памяти экзамен профессора Ракова: Геннадий Александрович был грозой всего факультета. Тряслась как осинка, отвечая на вопросы билета. Он грозно посмотрел на меня: «Вот плохо! Прямо плохо! Вы так замечательно отвечали – чуть-чуть до пятерки не хватило! Только четыре!» Полгруппы не сдало вообще…
«Самые «веселые» отношения были у меня с иностранным языком – английский в школе не давался, поэтому в универе решила учить французский. Мол, с нуля начинать проще. Как бы не так! Чаще всего тупо заучивала топики, как мантру. Чтобы «добрать» баллы для зачета, занималась самодеятельностью во французском клубе. Худо-бедно сдала. Сейчас, кстати, все же пытаюсь реализовать себя в иностранных языках: когда меня волею судеб во времена локдауна забросило в Германию на полгода, оказалось, я все-таки способна воспринимать язык – сдала уровень А1. Решила вернуться к английскому, следующая цель — французский».
Когда подошло время первой практики, вариантов, считай, не было: я «почтовская», маленький ребенок на руках, соответственно, практику могла пройти только в Северске. Тогда газеты в городе только-только появились, телевидение было в зачаточном состоянии. Главным СМИ было радио – с него начинался день абсолютно каждой северской семьи. В общем, пришла туда. И — влюбилась. Поняла, что радио – это мое.
А на пятом курсе случилась несказанная удача — мне предложили ставку на радио Северска! Это была весьма престижная работа, с хорошей зарплатой. И – занятостью на полный день… Такой шанс я не могла упустить. Приезжаю на кафедру и говорю: «Перевожусь на заочное». Юрий Николаевич был в гневе: «Балда! Ты так и не закончишь учебу! Все, кто перевелся, – просто бросили! Будешь недоделанным специалистом!». Через несколько дней снова позвал к себе в кабинет. Сердито так пододвигает мне бумагу: «Подписывай!» — «А что это?» — «Заявление на свободный график обучения». Это было до слёз – такое отеческое отношение к студентам! Я, конечно, постаралась не подвести и все-таки получила диплом дневного отделения.
Несколько лет отработав на «Радио Северска», мы с командой создали в городе первую частную радиостанцию «Меркурий» — и провели один из первых радиомарафонов в прямом эфире в России! Потом мы переименовались в «Студию-СВ». Когда на первом конкурсе «Акулы пера» наша команда получила статуэтку за программу «Самовар», нам предложили вести эфиры на «Радио Сибирь». Через год перешли на «Дайджест FM» в холдинг «Рекламный дайджест». За пять лет, пока я там работала, медиахолдинг вырос с одной радиостанции до пяти.
Недавно подсчитала, сколько лет провела в журналистике, и ужаснулась. Целых 35 лет! Прожитых, как на одном дыхании. Очень благодарна университету: для меня он стал школой жизни. Это было не просто место для получения знаний: именно там я обрела семью, родила дочь и самое главное — получила любимую профессию. И что еще очень важно — я полюбила процесс обучения.
«Потом возвращалась в стены любимого университета уже в качестве преподавателя – с курсом по коммерческой радиожурналистике. Было безумно интересно работать со студентами».
Круг замкнулся
Когда я была журналистом, я много писала на медицинские темы. Возможно, закрывала гештальты, связанные с несостоявшимся походом в хирурги… И вот однажды (я тогда работала директором пяти радиостанций в «Рекламном дайджесте») мне предложили открыть совместную компанию – салон красоты и здоровья в Томске. Тот проект по разным причинам не получился, но была уже набрана команда, и пришлось открыть аналог в моем родном Северске. Просто сняли в аренду площади, приняли специалистов и начали работать. Через некоторое время выросли и разделились на две компании – частную клинику и центр красоты. Частной клинике уже 14 лет, она до сих пор единственная в Северске.
Параллельно развивался медиабизнес в Томске: рекламное агентство «PRO-100», телеканал «Домашний», «Милицейская волна», ТВ-3… Но мой супруг, серьёзный бизнесмен, подтрунивал надо мной, что медиа – это бизнес ради бизнеса, и нужно заняться чем-то более серьёзным. И тогда появилось медицинское направление – во-первых, как когда-то нереализованная мечта, во-вторых, как прикладной интерес: живя в Томске, я не очень доверяла государственной медицине. В ней много талантов, но они часто не видят перспектив развития и уезжают в другие города.
Идти по северскому пути – набирать большой коллектив врачей, с нуля нарабатывать клиентскую базу – было долго. Решила, что буду искать «звезд» в профессии и под них конкретно открывать клинику – с учетом их пожеланий места, оборудования, команды. Так появился Центр репродуктивного здоровья доктора Спириной, Центр снятия боли доктора Слизовского, Центр здоровья кожи и волос доктора Язвенко, Центр лазерной косметологии доктора Некрасовой, наконец, и первая в Томске полноценная частная детская клиника…
Продавая медиабизнес, я буквально от сердца отрывала свою команду. Но в медицине оказалось не менее интересно. Круг замкнулся.
«Моя дочь Анна также закончила журфак ТГУ. Я была «радиомамой», много работала, часто брала ее на интервью, так что она вдохновилась профессией с детства. Начала карьеру очень рано: вела детскую программу на городском радио. Работала в разных жанрах – и газетным журналистом, и продюсером на телевидении, и ведущим новостей на радио. Сейчас Аня возглавляет одно из направлений моего бизнеса».
Интервью записано 12.08.2021