Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

«Маяки Томска»: как «дома за рубль» меняют среду и кому пить чай с меценатами

10:00 / 18.11.21
2582

Подходит к концу наш специальный проект «Дом за рубль»

Мы в социальных сетях:

Подходит к концу наш специальный проект «Дом за рубль». Обсудить его итоги мы собрались в необычной компании (гид, общественник и журналист) и в необычном месте (в чайной на Пушкина,24). Хотя… Что необычного в людях, которые искренне любят Томск, и в местах, которые являются сутью Томска?

Меня зовут Елена Тайлашева, я журналист и автор специального проекта «Дом за рубль» на Томск.ру. Вместе с нашим замечательным оператором Денисом Солдаткиным мы облазили все стройки «домов за рубль», разобрались во всех видах наличников, научились отличать бутовый камень от кирпича, пилястры от лопаток, фронтон от фриза… Мы выслушали каждого инвестора и массу экспертов деревянного зодчества. И когда думали над идеей итогового фильма, то решили пригласить на обсуждение результатов программы «противоположную» сторону – неравнодушных томичей как стейкхолдеров «Дома за рубль».

Елена Ерофеева – известный томский гид с потрясающей историей: начала работать экскурсоводом в родном Минске, поступила в аспирантуру в Москве, там познакомилась с томичом – ученым-гляциологом и переехала в Томск. Первые три года жизни здесь много гуляла, чтобы понять и «присвоить» город.  В конце концов, стала автором уникальных и очень востребованных экскурсий.

Дмитрий Беляев – общественник, специалист по визуальным коммуникациям, организатор концертов, фестивалей и другой разнообразной очень «томской» движухи.

Мы садимся пить чай в одном из пяти сданных «домов за рубль», на ул.Пушкина,24. Его восстановил бизнесмен Александр Беликов, владелец фабрики деревянных игрушек. Когда с пандемией станет чуть легче, здесь откроется историческая чайная – как было 120 лет назад.

Елена Тайлашева: — Лен, ты показываешь этот и другие «дома за рубль» во время экскурсий?

Елена Ерофеева: — Они, более того, являются главным экскурсионным объектом на сегодняшний момент. Невозможно рассказывать только про историю – людей интересует настоящее. И настоящее не просто в стенах, фасадах, декоре. Их интересует мотивация: кто, зачем, за сколько в таких программах участвует… Эта история выстрелила не только для приезжих, но и для нас, томичей: никто не ожидал, что проект «Дом за рубль» будет таким успешным.

Дом на ул.Пушкина,5 – первый сданный объект по программе.

В орбиту внимания на экскурсионном маршруте попадают многие дома – на Пушкина, на Кирова-Красноармейской, на Фрунзе. Но конкретно этот дом (на Белом озере) всегда вызывает улыбку у слушателей – потому что здесь история очень романтичная. Инвестор постоянно возил по этой улице детей в школу, видел, как дом потихоньку складывается… И вдруг морозное утро, дымка, наш уважаемый арендатор в очередной раз проезжает мимо и видит дом – он как мираж  в этой морозной дымке, вот-вот исчезнет… Сердце дрогнуло, и он решил: «Конечно, беру!» Я помню этот рассказ очень хорошо, мы общались с Александром Беликовым, когда все только начиналось. Сидеть здесь, попивать чаек, видеть, во что это все превратилось – удивительно!

Е.Тайлашева: — А мне очень запомнилось, как Александр Беликов в интервью сказал, что восстановить старинный дом не сложнее, чем построить дачу. Просто здесь ты берешь на себя еще и ответственность перед городом, томичами…

Дмитрий Беляев: — Это подход купеческий. Люди, которые состоялись на территории, брали на себя ответственность за нее: покупали земли, где ставили больницы, богоугодные заведения, разбивали парки, скверы… Подход абсолютно наш, в русле нашей исторической традиции. Рано или поздно это должно было случиться, и, я считаю, случиться именно в Томске.

Слава богу, за последние несколько лет мы узнали эти фамилии – Беликова, Калугина, Меняйло и других. Эти люди себя проявили, сделали вклад, так сказать, в первую дюжину. Хотя, конечно, 5-7 домов — это маловато. Вы говорите, нашу чайную пять лет делали? Не кажется ли, что это многовато? Хотя наверняка есть серьезные причины…

Е.Ерофеева: — Дима, причины три. Первое: в 2016 году, когда взяли первые дома, программа только началась, и пришлось преодолеть много непонятного на старте, решить много нюансов. Потом первая волна инвесторов начала делиться друг с другом опытом, и пошло чуть легче. Второе: все сильно просели в «карантинно-локдаунные» времена, считай, два года вылетели. И третье: деревянному дому нужно время на усадку сруба – он пару лет просто стоит. Сложи все – вот и промелькнуло пять лет!

Е.Тайлашева: — Евгений Калугин благодаря опыту делает дома уже меньше чем за 1,5 года. Первый, на Пушкина,5, был самым долгим – больше двух лет. Но потом они отработали каркасную технологию, поняли все тонкости документации, и теперь в хорошем смысле могут их «штамповать» — сдали уже два дома, один вот-вот будет готов, и по одному уже начались работы. На Октябрьской дом получился – ну загляденье же! Украшает всю улицу.

Оператор Томск.ру Денис Солдаткин записывает интервью инвестора Евгения Калугина у дома на ул. Октябрьская, 30

Классно, что в программе есть разные типы инвесторов. Есть Евгений Калугин, который четко считает окупаемость, бюджет и видит во всем этом выгодный бизнес. Есть Алексей Будников, который восстанавливает дом на Савиных,10а, и в проекте занимается, скорее, «строительной самореализацией». Меня, кстати, покорил их подход: они берут старые колоды, вычищают прогнившие участки и заменяют из уцелевшим деревом с подоконников. Лечат дом тем же самым аутентичным материалом.

Д.Беляев: — А обратите внимание. Там, где Алексей Будников восстанавливает дом, нет исторической застройки. Так же, как и на Тверской,66, где Александр Беликов занимается «домом с грифонами». Эти дома будут серьезными флажками на карте Томска. Там сложилась абсолютно другая среда. На Лагерном саду – такой сталинский, великодержавный стиль, на Фрунзе-Тверской – сплошное наследие развитого социализма. Там визуально другая среда, и, когда эти флажки, эти «маяки», появятся в этих локациях, какой импульс они будут давать человеку в каждодневной рутинной беготне! Это будет привет из другой эпохи. Реальная связь поколений в ее лучшем проявлении.

«Вы знаете, что в легендарной книге «Деревянная архитектура Томска» дом с грифонами был самым знаковым объектом? Ему было посвящено несколько разворотов. Я прямо предвкушаю эффект, который будет от этих восстановленных домов в неисторической среде. Мощнецкий центр притяжения! Ведь мы, томичи, закодированы не советской архитектурой – мы закодированы визуалом и эстетикой старого города. И сейчас старый город начинает «прорастать» на наших глазах благодаря инвесторам», — говорит Дмитрий Беляев.

Е.Тайлашева: — А как вы думаете, для приезжих гостей соседство старой и новой застройки не является ли диссонансом?

Е.Ерофеева: — Я поддержу Диму: восстановленные дома – это такая встряска среди застройки, привычной для всех жителей городов постсоветского пространства. Вдруг где-то там, внутри нее, прорастает маленький, душевный росточек истинного Томска, сибирского города. Эти дома являются очагами, которые «освещают» пространство вокруг себя и к ним подтягиваются все остальные. Вспомним еще раз бирюзово-голубой дом на Октябрьской – там ведь жители соседних домов даже свои кирпичные фундаменты покрасили! Потому что хочется соответствовать нарядному соседу.

Е.Тайлашева: — Дима, ты – предприниматель и много общаешься в этой среде. Вот скажи, что нужно сделать, чтобы инвесторов в «Доме за рубль» было больше?

Д.Беляев: — Примеры должны быть хорошие. Журналисты о программе должны хорошо писать.

С точки зрения функциональности мэрия все делает отлично: алгоритмы прописаны и работают, специалисты знают узкие места, грамотно консультируют. Но собрать инвесторов, налить им шампанского, поблагодарить публично – это тоже должна делать мэрия. Надо использовать самые разные приемы взаимодействия с сообществами. Они тоже должны с нами сейчас чаек пить…

Е.Тайлашева: — В следующий раз собираемся здесь же с мэром и инвесторами!


Все выпуски можно найти здесь.