Деревянное кружево – то, что отличает старинные дома в Томске. Они не просто красивы – они полны символизма. Что означают волны и шторки, как по наличникам узнать о богатстве и вероисповедании владельца и откуда пришла «излишне шикарная» резьба, в специальном проекте Томск.ру рассказал мастер Иван Скоморощенко.
Иван Скоморощенко – легендарная в плотницких кругах личность. Широкую известность он приобрел в этом году, когда в одном из экозаповедников Омской области построил деревянный мост по эскизу Леонардо да Винчи, без единого гвоздя.
Всю жизнь Иван Валентинович работал с деревом – срубил на заказ под сотню домов. Сейчас он на пенсии, много занимается общественной работой, например, стал сооснователем Сибирской школы по изготовлению наличников в рамках работы Центра по сохранению исторического наследия. Мечтает: если им удастся получить помещение, там будут проходить занятия для отцов с детьми. И для семьи хорошо (что может сплотить ближе, чем совместная интересная работа!), и для города: мальчишка, своими руками покрасивший наличник, никогда его не сломает…
Про себя Иван Валентинович говорит: с детства при топоре. Свой топорик появился у него уже в пять лет. Рос он в поселке Лесном Шегарского района (сейчас его уже нет на карте). Отец плотничал, дед плотничал, в деревне это было естественным – самим срубить дом, сделать к нему наличники. Позже семья перебралась в райцентр, потом – еще ближе к Томску.
С Иваном Валентиновичем мы встречаемся около дома на ул.Никитина,15: по заказу мэрии он вместе с единомышленниками, Андреем Анисимовым и Сергеем Мухиным, а также волонтерами, восстановили семь наличников для этого дома.
Каждый наличник индивидуален, полон особых символов. Иван Скоморощенко обращает внимание на волнообразный нижний край — это символ воды. Из воды «распускается» цветок (символ жизни) – он изображается в виде растительного орнамента по нижней части. А наверху – солнышки и знаменитые томские шторки. По их поводу существует множество версий, Иван Валентинович придерживается той, что объясняет их как воплощение хлябей небесных. С другой стороны, по количеству складок на шторках можно было судить о состоятельности владельца дома: чем больше складок, тем он богаче. А если приглядываться к наличникам в Татарской слободе, можно увидеть полумесяц, «говорящий» о вероисповедании хозяина.
Основная часть наличников в Томской области делалась из кедровой доски. Из кедрА, как говорит Иван Валентинович. Смола выступала как естественный консервант.
«В деревне Малое Протопопово есть деревянный дом возрастом около 200 лет. И наличникам столько же. Так вот, они очень скромные: снизу волны, сверху солнышко (главные обереги от стихий), и всё, никаких излишеств, — рассказывает Иван Скоморощенко. – Примерно в середине XIX века в Россию «проник» европейский стиль (после того как наши мастера съездили на выставку во Францию). Дома на ул.Шишкова, №10 и 14 – классический образец европейского стиля: ажурность, изобилие резьбы, может быть, даже немножко излишеств».
Под карнизом дома на Никитина, 15, если присмотреться, тоже можно увидеть вырезанные шторки.
Иван Скоморощенко отмечает: в Томске и Иркутске деревянная резьба похожа, можно увидеть много одинаковых мотивов в оформлении.
«Это одна школа, — поясняет он. – В Томске было много семей, которые занимались резьбой по дереву. Например, отец и сыновья. Тесно стало в Томске отцу с сыновьями, он взял младшего сына и уехал в Иркутск, и в итоге там прижился их «томский» стиль. А два брата остались здесь и продолжили дело».