Кризис проверил на прочность сферу индустрии гостеприимства – в преддверии праздников гостинично-ресторанный бизнес, или HoReCa (от HOtel, REstaurant, CAfe), снова стал процветать.
Финансовые трудности крупных компаний, среднего и малого бизнеса напрямую отразились на жизнеспособности ресторанного бизнеса. Все первое полугодие текущего года в сфере питания происходило перераспределение клиентского потока и частичное изменение формата в плане составления меню эконом-класса. Значительный спад клиентуры наблюдался в заведениях премиум-сегмента. Многие рестораны и кофейни были вынуждены отказаться от инвестиций в новые проекты и сократить расходы, а также штат сотрудников в уже действующих заведениях.
Однако если проанализировать рынок общественного питания, то с уверенностью можно сказать, что кризис негативно отразился не на всех сегментах ресторанного бизнеса. Предприятия сетей fast-food и услуги express-доставки готовых блюд зафиксировали рост оборотных средств. Причины этого просты: в разгар кризиса посетители дорогих и элитных заведений перешли в рестораны среднего ценового сегмента, а клиенты «среднего» достатка сделали свой выбор в пользу еще более доступных цен.
Рост спроса на свои услуги в течение всего года отметили рестораны доставки, на этом фоне выросло и их количество.
— Как показывает статистика, во время кризиса заказы на доставку суши значительно увеличились, – прокомментировал ситуацию на рынке общественного питания Алексей Степанов, представитель компании «Мир суши». – Одно из преимуществ ресторанов доставки в том, что гораздо приятней после тяжёлого трудового дня оказаться в любимом кресле с чем-нибудь вкусным: с кружечкой чая и сушами вприкуску. Это снимает проблемы: в чем пойти и как туда добраться, да и вообще – в современном мире зачастую нет времени на походы в заведения общепита. Но главное – стоимость! Услуги ресторанов доставки дешевле, чем посещение ресторанов.
Рестораны доставки имеют принципиальное отличие от традиционных заведений общепита. В подобном бизнесе отсутствует наиболее затратный компонент ресторанного бизнеса – само помещение для посетителей (аренда и содержание которых, как правило, дороги) и содержание обслуживающего персонала.
Специфика подобного бизнеса – качественная и массовая реклама, скорость и удобство доставки блюд. Самым распространенным способом рекламы express-доставки на сегодняшний день являются печатные каталоги или листовки, а также сайт компании. Эксперты признают, что это «лицо» ресторана доставки, поэтому качество полиграфии или удобство оформления заказа в сети – приоритетные задачи. Кроме того, само качество кухни играет большую роль.
В Томске фигурирует около десятка игроков подобного бизнеса. Клиентами оказались востребована итальянская и японская кухни, первая – из-за демократичности и вариативности блюд, вторая, наоборот, из-за экзотичности. Наиболее раскрученными компаниями по факту оказались те, кто работает на этом рынке давно.
С наступлением осени ситуация в HoReCa улучшилась – во-первых, оживилась деловая жизнь города (рестораны и кафе вновь стали зарабатывать на официальных мероприятиях и кейтеринге – обслуживании на выездах), во-вторых, возросло количество праздников, которые принято отмечать «за столиком кафе».
— В праздничные дни число заказов увеличивается примерно на 30-40%, – утверждает Алексей Степанов. – Традиционно нанимаем дополнительных сотрудников: как обслуживающий персонал, так и поваров.
Относительно ресторанов доставки и заведений fast-food можно сказать, что их клиентов в ближайшее время вряд ли станет меньше. Набрав обороты в моменты, когда рынок общепита «просел», подобные заведения сегодня еще более тщательно продумывают свои маркетинговые стратегии, делая упор на программах лояльности клиентов и расширении сети сбыта.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: baza.farpost.ru; www.livepress.ru