Ровно год назад, 13 ноября 2020 года, прямо во время селекторного совещания в администрации Томска был задержан мэр города Иван Кляйн. Томского градоначальника обвиняют в незаконном управлении «Томским пивом», а также в двух эпизодах превышения должностных полномочий.
По версии следствия, Иван Кляйн, являясь мэром, в интересах «Томского пива» подписал подготовленное по его указанию постановление об отклонении заявления собственника об изменении вида территориальной зоны его земельного участка, смежного с участком «Томского пива». Также обвинение считает, что градоначальник дал указание подчиненным внести в информационную систему «Геокад» недостоверные сведения о санитарно-защитной зоне.
Кроме того, следствие полагает, что мэр незаконно выделил своей дочери муниципальный земельный участок в 2015 году. А еще один эпизод связан с управлением деятельностью компании «Томское пиво».
До судебного процесса
Прокуратура Томской области утвердила обвинение в конце февраля этого года. С ноября по февраль Иван Кляйн содержался в СИЗО. Как сообщали защитники градоначальника, Кляйну нужна был срочная операция в НИИ онкологии, однако госпитализация мэра в стационар неоднократно переносилась. О необходимости операции адвокаты сообщали в начале февраля этого года, операция была сделана только в конце месяца.
Вместе с тем в начале марта 2021 года из-за необходимости реабилитации Советский районный суд изменил меру пресечения на домашний арест с пребыванием в стационаре, без доступа родственников.
Первое заседание по уголовному делу в отношении Кляйна должно было состояться 17 марта, но из-за состояния здоровья обвиняемого суд был перенесен на 8 апреля.
Рассмотрение уголовного дела и допросы свидетелей
На первом заседании в Советском районном суде Иван Кляйн не признал свою вину в предъявленных ему обвинениях и посчитал их абсурдными.
«Данную вину я не признаю в полном объеме. Я не вижу фактов совершения преступлений. Я постараюсь со своими защитниками доказать это», — сказал мэр.
В конце апреля из-за очередной операции Ивану Кляйну суд перенес рассмотрение уголовного дела. В мае суд частично удовлетворил ходатайство защиты и изменил Кляйну место домашнего ареста с больницы на квартиру, однако ежедневные прогулки мэру не разрешили.
Наконец, когда судебные процессы возобновились, был допрошен один из главных свидетелей обвинения — бизнесмен Ринат Аминов. По версии следствия, Иван Кляйн, действуя в интересах «Томского пива», отказал в изменении вида территориальной зоны участка, который хотел застроить Аминов.
По словам Аминова, все отказы в изменении территориальной зоны принесли ему ущерб в 11 миллионов рублей. Остальные убытки и текущие расходы будут уточнены позже.
«Лично Кляйн причинил мне вред своими действиями, давая распоряжения сотрудникам администрации, «Томского пива», Галине Ивановне Кляйн. Это коалиция с предводительством Кляйна Ивана Григорьевича причинила мне вред», — заявлял свидетель.
Вместе с тем в суде также был допрошен бывший заммэра по безопасности Евгений Суриков, который получил срок за получение взятки. Суриков рассказывал, что Кляйн давал ему поручения относительно поиска информации о личности Рината Аминова. Также свидетель заявлял, что мэр давал ему поручения, которые были связаны с деятельностью пивзавода.
Еще одним важным свидетелем обвинения стала — бывший заместитель мэра Анна Подгорная, которая была осуждена по статье «злоупотребление должностными полномочиями».
По словам Подгорной, Кляйн говорил ей, что на ул. Мокрушина, около земли Аминова, планируется развитие «Томского пива», и это необходимо учесть, прежде чем принимать окончательное решение по изменению зоны.
В свою очередь, большая часть свидетелей, которых допрашивали в суде, положительно высказывались о работе Кляйна на посту мэра Томска. В их числе и.о мэра Томска Михаил Ратнер, заместитель губернатора региона Евгений Паршуто, сотрудники администрации города и другие.
Свидетели считают, что Иван Кляйн невиновен по всем обвинениям, а во всех эпизодах дела мэр действовал согласно закону.
Что дальше?
Следующее судебное заседание назначено на 18 ноября. Суд продолжает допрашивать свидетелей и ознакамливаться с материалами дела. Вместе с тем не ясно, каким будет приговор. Единственное, что можно сказать, — до оправдательного или обвинительного приговора остается все меньше и меньше времени.