Истинный облик зданий, восстанавливаемых по программе «Дом за рубль», часто бывает утрачен, и самые старые фотографии – в лучшем случае советского периода… При этом цель программы – вернуть Томску аутентичность старинной застройки. Как «расследуют» архитектурную историю дома и откуда появляются яркие цвета фасадов, в специальном проекте Томск.ру рассказала главный специалист комитета по сохранению исторического наследия Томска Елена Хатажукова.
Елена Хатажукова – реставратор с почти 20-летним стажем, 13 лет работала в «Сибспецпроектреставрации», участвовала в возрождении памятников деревянного зодчества в центре Томска в начале 2000-х годов. Последние пять лет работает в комитете по сохранению исторического наследия департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, через нее проходят все проекты восстанавливаемых старинных домов, в том числе по программе «Дом за рубль».
— Елена Юрьевна, вы курируете программу «Дом за рубль» с самого начала – с 2017 года. За это время были сданы или готовятся к сдаче с десяток домов. У вас есть среди них любимый?
— Я считаю, что самый удачный пример – это Кирова, 27а. Там использованы старые бревна, даже рубка со сложным замком, как раньше. Его очень долго собирали, и получился практически классический деревянный дом. А для меня в проекте «Дом за рубль» самое важное, чтобы точно была передана архитектурно-художественная наружность дома.
Инвестор Евгений Меняйло сумел сохранить уникальные элементы – наличники все «родные», под крышей есть интереснейший трафарет. Он был сделан необычным способом – травлением: чем-то горячим узор выжигали на подкарнизной части. Евгений Анатольевич повторил его в виде рисунка.
Единственное, этот дом не очень удачно покрашен – я бы выбрала другой цвет. Но к моменту покраски было решено столько сложностей, и инвестор так устал, что я перестала сопротивляться – бежевенький так бежевенький…
«Для воссоздания наиболее близкого к историческому облика дома я пользуюсь реставрационными приемами – работой с аналогами, которыми могут быть как сохранившиеся элементы на самих объектах, так и библиографические аналоги – исторические фотографии. В качестве аналога могут использоваться и сохранившиеся здания, имеющие схожую архитектуру и малую степень утрат архитектурных элементов», — рассказывает Елена Хатажукова.
— С цветом домов всегда очень интересная история. Евгений Калугин, восстановивший голубой дом на Октябрьской, 30, рассказывал: исторический цвет краски нашли в затеках между старыми досками…
— Да, с этим домом мы действительно очень хорошо попали в исторический вид. Причем изначально в проекте он тоже должен был быть «бежевеньким», с белыми лопатками (декоративные элементы, которые подчеркивают угол). А бежевый цвет не садится на этот дом, как ни крась! Он получается унылым пятном. Пришлось ехать на склад, где на тот момент лежали детали, снятые с дома. Я уже просто в отчаянии перебирала старые доски – вообще не было варианта, как красить. Ковыряла, шкрябала, щепила — и вдруг мне попалось голубое пятно. Это был фрагмент очень старой краски, когда-то затекшей между досок.
Первая мысль: в жизни бы не подумала на этот цвет! А потом вспомнила картину художника Шиловского, рисовавшего дом на Карташова,23а (к нашему времени утерянный, к сожалению): он был похож на Октябрьскую по структуре фасада, и основной цвет там был разбавленный ультрамарин (и белые лопатки). Вернулась на работу и начала в «Пэйнте» набрасывать варианты оттенков. Когда первый раз отправила свое видение цвета проектировщику, он переспросил: «Вы уверены?». Наш рабочий файл с проектом потом назывался «цвет настроения – синий». Кстати, местные жители не сразу приняли новый вид дома – нам даже приходили анонимки «перекрасьте в нормальный цвет!».
«На рисунке Шиловского мы увидели также парапетное ограждение на доме, которое позже появилось и у нас (в первоначальном проекте его не было). Архитектуру взяли с аналогичного дома, ориентируясь на советскую фотографию того, как это раньше выглядело на Октябрьской», — рассказывает Елена Хатажукова.
— Цвет-то в итоге исторический?
— Он был не такой яркий – больше сиреневато-голубоватый. Мы сделали чуть ярче, и это решение село. Также там интересное решение с наличниками. Стереотип какой: поле наличника темнее, выступающие детали светлее. А на Октябрьской, 30, у нас покрашено совершенно наоборот: выступающие детали темные. И очень хорошо смотрится!
— А как вы решились на эксперимент?
— Это тоже было найдено в результате тщательного изучения слоев краски на сохранившихся наличниках с дома. К тому же у меня есть коллекция старых снимков, где даже на черно-белых фотографиях можно увидеть градацию по цвету. И на них есть примеры классических томских домов с наличниками, покрашенными именно так, как мы это сделали на Октябрьской.
Также подобрать цветовое решение помогает подборка рисунков томских архитекторов 1910-1920-х годов, добытая из фонда краеведческого музея. В этой подборке есть интересные розовые дома – это у меня еще в планах…
В усадьбу Акулова на углу улиц Гоголя и Никитина входит четыре дома, которые восстанавливают инвесторы Алексей Альпет и Андрей Зорин. По каждому принято разное цветовое решение – один будет синий, другой светло-зеленый, третий песочный, в четвертом будет оставлено голое бревно.
— Для вас, как профессионала, в чем главная особенность томского деревянного зодчества?
— Скажу даже не как профессионал, а как томичка. С детства я ходила по Ленина, Кирова, Мельничной, Войкова, Водяной, и меня поражал резной декор. Засматривалась на все эти карнизы, наличники… Резьба в Томске очень богатая, мне она всегда напоминала изморозь на окнах. А еще меня поражало, как искусно работали мастера. Ведь есть много важных нюансов, например, если расположить доску не вертикально, а горизонтально, то тонкие элементы резьбы раскрошатся от того, как расположить доску для разных орнаментов, будет зависеть сохранность тонких элементов резьбы. Сейчас так не умеют. Я по мере сил помогаю реставраторам. Хотела быть медиком для людей, стала медиком для домов…
— Но постепенно все равно появляются примеры удачной работы с деревом: Алексей Будников открыл свою столярку для изготовления наличников, Александр Беликов восстанавливает их на своей фабрике…
— Согласна, постепенно появляются хорошие специалисты в этом направлении. У инвесторов складывается взаимодействие, они «обмениваются» бригадами. Например, мне очень нравится, как работает с карнизом и с кирпичом Алексей Дубов (инвестор дома на Фрунзе,32а), его уже привлекали на другие проекты – на Кирова,27а, на Кривую,8. И это хорошо: можно надеяться, что благодаря «Дому за рубль» реставрация как специальность действительно начнет возрождаться.