В «бетонно-каменном острове» средней части проспекта Фрунзе остался лишь один старинный деревянный дом – «дом с грифонами». Ну, как остался… Пожар пятилетней давности дом практически уничтожил. С учетом того, что это – памятник архитектуры федерального значения, восстановить его по программе «Дом за рубль» всерьез взялся только один человек – Александр Беликов, уже спасший дом на ул.Пушкина,24. Что мотивирует его арендовать самые сложные объекты и почему они получаются дешевле стандартных смет – в специальном проекте Томск.ру.
Александр Беликов – известный в городе предприниматель, основатель крупнейшей в России фабрики деревянных игрушек. В какой-то степени именно он – лицо программы «Дом за рубль»: восстановил дом на ул. Пушкина, 24, находившийся в тяжелейшем состоянии после пожара (и считавшийся одним из самых «безнадежных» с точки зрения поиска инвесторов). А следующим взял еще более сложный объект – федеральный памятник архитектуры на Тверской, 66. До этого памятники с таким статусом в Томске восстанавливала только региональная власть за бюджетный счет.
Надевая петличку микрофона для записи интервью, Александр Беликов улыбается: «Вообще-то я не люблю публичность. Но понимаю, для чего это делаю. Я сейчас работаю – мне важно привлечь в эту сферу людей, кому это может показаться интересным, но которые пока сомневаются».
Первый дом на Пушкина семья Беликова взяла, можно сказать, поддавшись эмоциям: каждое утро они возили мимо детей в школу и видели, как здание натурально погибает. «У города нет возможности решить проблему за счет бюджета, а у нас были энергия, силы, желание и возможности», — поясняет Александр мотивы вступления в программу «Дом за рубль». Закончив восстанавливать первый дом (на это потребовалось больше четырех лет), предприниматель выиграл аукцион на право аренды Тверской,66.
«На решение участвовать в нем повлияло несколько причин, — рассказывает Александр. – Во-первых, это очень красивый дом! И он в этом острове бетонно-каменном остался один. Во-вторых, он сложный. Его многие пытались взять, и не получалось. И после того, как мы Пушкина сделали, для себя поняли: повторять примерно то же самое (и тем более брать что-то легче) – неправильно. Раз никто не берется, значит, мы попробуем. Причем сразу была цель – взять и Тверскую,66, и соседний 66а – в одноэтажном доме располагался флигель, они были частью одной усадьбы».
Дом на Тверской,66, относится к памятникам архитектуры федерального значения. После восстановления он должен четко соответствовать историческому виду, даже внутренние перегородки должны стоять там же, где 130 лет назад. При отделке планируется использовать специальную штукатурную смесь по рецептам столетней давности. «Восстанавливать его будет интересно!» — уверен Александр Беликов.
Усадьба на Тверской (это, кстати, историческое название улицы) была построена в 1899 году. По удивительному совпадению, в тот же год был построен и дом на ул.Пушкина,24. У них были совершенно разные предназначения, разный декор. Но оба стояли на фундаменте из сланцевого камня, они прекрасно сохранились. И оба дома как будто очень хотели вернуть свои самые большие драгоценности…
«В народе дом на Тверской известен как «дом с драконом» или «дом с грифоном» — у него были две оригинальные башенки, которые венчали фигуры этих сказочных существ. Они считались утерянными – сохранились только на старых фотографиях, — рассказывает Александр Беликов. – И вдруг одним прекрасным днем мне неожиданно звонит человек и говорит: «Ведь это вы восстанавливаете дом на Тверской? Мы, кажется, нашли дракона». Оказалось, кованый шпиль высотой 2,5 метра совершенно случайно обнаружился на чердаке Музея деревянного зодчества. Мы с тортиком потом поехали в музей, отмечали день рождения дракона (дракоши, как я его зову)».
Но самое потрясающее, что примерно такая же история приключилась на Пушкина,24:
«Во дворе лежала куча сгоревшего хлама, оставшегося после пожара, — вспоминает Александр. — Мы начали его разбирать и вдруг находим вензель. Копаем дальше – буковки «П.» и «Р.» (потом оказалось, что это инициалы первого хозяина дома, которые были вырезаны на фронтоне). Думаем, может, там еще и циферки есть? И точно – вытаскиваем «1899» (год постройки дома). Они не поломались, не сгорели. Для людей, которые когда-то строили дом, эти украшения были финальной вишенкой на торте. И обе «вишенки» в обоих домах сохранились. Как тут не поверить, что случайностей не бывает!»
Сложная крыша с двумя башенками сейчас в процессе восстановления, Александр Беликов надеется, что в течение трех месяцев она будет закончена.
Сейчас на объекте готов сруб, два ближайших летних сезона он будет «усаживаться», а когда примет окончательные геометрические размеры, начнется внутренняя отделка. В конце 2024 — начале 2025 года дом, по выражению Александра, «предъявят томичам»:
«Что именно будет внутри – вторично, первично то, что мы хотим открыть его для томичей. Хочется, чтобы люди соприкасались с частичкой истории своего города, его деревянным зодчеством, могли зайти внутрь, потрогать, ощутить атмосферу, соединить себя с этой древней частью томской архитектуры».
О бюджетах, потраченных на восстановление домов, Александр говорить не любит – точно так же, как не любит, когда его называют инвестором деревянного зодчества.
«Я — ремесленник, мое ремесло – делать деревянные игрушки, мебель, изделия из дерева. Вот это – бизнес, где можно говорить об инвесторском интересе. А возрождение дома – это проект моей семьи как жителей Томска, которые по мере возможностей вкладывают силы в восстановление того, что считают красивым».
Впрочем, про деньги он нам кое-что рассказал: в предыдущих интервью специального проекта Томск.ру проектировщики и другие инвесторы говорили, что стоимость одного «дома за рубль» по нынешним ценам на стройматериалы – это 25 — 30 миллионов. Александр соглашается, но подчеркивает, что эта сумма справедлива лишь при наличии традиционной структуры «подрядчик-субподрядчик»:
«Каждая цепочка посредников приводит к повышению добавочной стоимости. У меня немножко по-другому. Я в этом лично участвую, и у меня получается значительно дешевле. Сам дом строит компания, которая имеет лицензию на работу с памятниками архитектуры, но мы вместе обсуждаем каждый шаг, чтобы построить дешевле, сократить затраты не в ущерб качеству. То есть я серьезно вовлечен в процесс восстановления дома».
В целом он считает, что восстановить деревянный дом не сложнее, чем построить дачу за городом.
«Просто здесь добавляется ответственность – строя дачу, ты отвечаешь только перед собой, здесь – перед общественностью. Нужно выполнить взятые на себя обязательства и пройти какие-то этапы согласований. Это кажется сложноватым, — считает Александр Беликов. – У меня было, наверное, несколько десятков встреч с людьми, которые интересуются «Домом за рубль», я со всеми с удовольствием делюсь опытом. Да, сейчас не лучшее время для вложений – последние два года всем без исключения предпринимателям стало гораздо тяжелее вести свои дела. Но это не значит, что мы должны ставить крест на программе. Пройдет год-два-три – и обязательно появятся люди, которые увидят дом, который им нужен, появятся возможность и силы – и он их реализует».