Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями и инвалидностью, порой сталкиваются с тем, что не могут своевременно получить необходимую помощь на ранних этапах развития болезни ребенка. Если врачи ставят диагноз до 3 лет, то есть вероятность что-то изменить. Чем раньше начать реабилитацию, тем больше шансов, что малыш будет жить обычной жизнью, не выделяясь среди других сверстников. Именно этим руководствовались в томском благотворительном фонде «Обыкновенное чудо», когда подавали заявку на конкурс фонда президентских грантов на реализацию социального проекта «Под чудо-крылышком. Ранняя помощь для самых маленьких» для ребятишек от 1,5 до 3 лет, которые могли бы получать именно оперативную поддержку.
«В последние годы очень много появилось на свет ребятишек недоношенных с экстремально низкой массой тела. У большинства из них проблемы со здоровьем. Они рано или поздно приходят в фонд за помощью. Потому что финансовое бремя реабилитации семье очень тяжело тянуть, особенно когда рождается двойня. И мы долго думали, что можно предложить в этой ситуации, так как до трех лет — это самое «золотое» время», — рассказала Светлана Григорьева.
В результате проект одобрили, и фонд получил грант на сумму чуть более 2,2 миллиона рублей. Грант позволил оплачивать занятия со специалистами и купить интерактивные песочницу и раскраску. Это современное оборудование, которое интересно не только детям, но и взрослые могут «подзависнуть» там на часок-другой, а то и больше. С помощью игровых элементов можно не только перекладывать песок, но и оживлять картинки, копать озера, возводить горы, лопать шарики и многое другое.
«Нашему фонду исполняется в ноябре 13 лет. И когда у нас идет прием семей, это ежемесячный процесс, всегда все говорят, что нужна была ранняя помощь, нужно было нам вовремя обратиться. Кто-то ждал постановки диагноза, кто-то искал «волшебную» таблетку, какие-то варианты лечения, потому что инвалидности очень многие боятся и опасаются, и раз нет инвалидности, значит, не могут в госпрограммах участвовать. Конечно, в Томской области существует программа по ранней помощи, но из-за небольшого финансирования она не может охватить всех желающих, например, 180 человек по прошлому году, это очень мало», — рассказала президент фонда Светлана Григорьева.
Проект запустили в сентябре 2021 года. В нем задействованы врачи и шесть педагогов: логопед, дефектолог, психолог, нейропсихолог, АВА-терапист (определяет поведенческую проблему ребенка), социальный педагог. Специалисты индивидуально занимаются с детьми на протяжении получаса, затем ребенок переходит к другому педагогу, за одно посещение с малышом успевают поработать по четырем направлениям. И если ребенок что-то не хочет делать, то его это не заставляют, а предлагают заняться чем-то еще, но в рамках программы. Дети приходят в «Чудо-дом» почти каждый день. Интенсивный курс рассчитан на месяц. Но в течение всего проекта ребенок получает и другие услуги: консультирование и возможность посещения группы присмотра. Как только одни малыши заканчивают интенсив, на их место приходят другие. Некоторые родители скептически отнеслись к этому, подумали, что за месяц сложно будет достичь каких-либо результатов, но все же решили попробовать и уже буквально через несколько занятий заметили положительные сдвиги.
Татьяна Бодажкова водит сына Льва на занятия с начала октября. У него врожденный порок сердца, задержка психоречевого и моторного развития. Мама специально выстроила свой рабочий график, чтобы посещать «Чудо-дом» и успевает сделать все необходимое до 16:00, именно в это время начинаются занятия для малышей. Лев ходит в специализированный детский сад, но Татьяна считает, что занятия, которые посетил малыш за две недели, уже многое ему дали.
«Он стал более внимательным, более послушным, лучше стала развиваться мелкая моторика, больше времени сосредотачивается на какой-то одной игре. У Льва грубая задержка речи. Теперь есть динамика: четко говорит мама, папа, баба, деда, Вика (сестра), повторяет звуки различных животных. Прогресс вообще глобальный», — рассказала Татьяна.
Кристина Кудинова также привела своего сына Артема на занятия и уже заметила прогресс. У малыша двусторонняя нейросенсорная тугоухость 4-й степени. Летом 2020 года ему сделали операцию и вживили имплантат, теперь трехлетний Артем может слышать, но ему нужно научиться сопоставлять звуки с окружающим миром.
«Это колоссальный опыт, посмотреть, как педагоги занимаются с ребенком, что-то дома потом применять. В Томске очень мало центров, которые могли бы помочь, показать, как развивать особенного ребенка. У нас инвалидность по слуху, поэтому нам нужно развивать именно слух. Артем с охотой идет к каждому преподавателю и не боится», — поделилась Кристина.
Максим и Женя Давыденко — близнецы. Врачи диагностировали у братьев задержку психоречевого развития с аутистическими чертами. Мальчики уже прошли годовой курс реабилитации в томском центре «Умничка» и теперь пришли в фонд «Обыкновенное чудо». Папа малышей — Иван Давыденко — говорит, что пока еще прогресс незаметен, но видно, что ребята ходят в «Чудо-дом» с удовольствием.
«Специалисты проводят занятия с детьми, в основном их возит сюда мама. Занятия довольно различного характера, каждый раз они меняются, детям интересно сюда приходить», — отметил Иван Давыденко.
Работа с детьми по этой программе началась в сентябре 2021 года и продолжится до мая 2022 года, при этом заняты не все места, родители еще могут успеть записать своих малышей. Но на этом занятия с этими детьми в фонде не заканчиваются. Для родителей предлагают дополнительные уроки, которые будут выстраиваться индивидуально, с учетом потребностей ребенка. Малыша можно будет приводить один-два раза в неделю в «Чудо-дом» на 2-3 часа, а в это время родителям заниматься своими делами, например, просто выйти и погулять в одиночестве по городу или пройтись по магазинам без маленького «хвостика».
«Сегодня в Томской области 7 тысяч детей с инвалидностью, из них 627 – малыши до 3 лет. Число таких детей растет, и охватить всех одной программой мы не сможем. А надо бы, так как именно ранняя помощь эффективнее скажется на восстановлении здоровья, навыков и социализации детей», – резюмировала президент фонда Светлана Григорьева.