Мы завершаем проект о запатентованных разработках сибирских ученых. За статьями об изобретениях стоят годы труда, поисков, множество экспериментов и неудачных решений. Нам удалось пообщаться с разработчиками, исследователями, инженерами из самых разных сфер.
Последний выпуск проекта посвящен ледовому буксиру, точнее, одному важному устройству в его составе.
Ледовые буксиры выполняют множество функций. Наше судно может тянуть на себе суда и другие плавучие объекты во льдах и на чистой воде, помогать кораблям швартоваться к причалу и проводить их по акватории портов, снимать с мели. Кроме того, с его помощью можно тушить пожары на берегу и на воде.
Буксирам жизненно необходимо быть как можно более маневренными, ведь им приходится не только передвигаться по ограниченному льдами пространству, но и выполнять на воде определенные действия.
Новая конструкция поворота
Судостроитель из Санкт-Петербурга, производящий буксиры ледового класса, обратился в одну из компаний Томской особой экономической зоны с проблемой, которая возникает у этих судов.
Устройство, которое в том числе используется на его буксирах при повороте, называют винто-рулевой колонкой (ВРК). Традиционно система поворота в ВРК работает через редуктор (механизм, изменяющий крутящий момент и мощность двигателя). Когда устройство поворачивала сила извне, например, шуга (мелкий лед) или крупная льдина, редуктор выходил из строя.
Кроме того, в конструкции редуктора использовались подшипники крупного размера. Они изготавливаются только на Западе, причем по предварительному заказу. В итоге при поломке подшипника весь буксир выходит из строя надолго.
С такой проблемой судостроитель из Санкт-Петербурга обратился к одному из предприятий Томской экономической зоны. Требовалось изготовить такую конструкцию ВРК, которая бы не зависела от импортных подшипников. Томичи разработали и запатентовали уникальную винто-рулевую колонку. Вместо редуктора они применили в ней гидромотор. В разработке также используется новый вид зубчатого зацепления (ЭЦ-зацепление) и отсутствуют дорогие подшипники в новой конструкции механизма поворота.
Работа началась еще в 2017 году. На сегодня с томской ВРК уже построены три буксира. Один из них недавно спущен на воду, ведутся его комплексные испытания.
Без новых изделий не обойтись
Своими мыслями о перспективах развития машиностроения в России в целом поделился директор компании Виктор Становской.
«Я считаю, машиностроение — основа экономики любого развитого государства. Тот, кто владеет машиностроением, владеет миром. Мы это видим на примере Германии, Японии, Китая. Сегодня в России во многих сферах машиностроения не обойтись без импортозамещения. А для этого приходится осваивать выпуск новой для наших предприятий продукции. При этом желательно выпускать продукцию, которая была бы конкурентоспособна на мировом рынке. А это означает разработку новых изделий, работающих на новых принципах», — рассказал Виктор Владимирович.
Владельцы машиностроительных заводов, по его мнению, добровольно не готовы инвестировать в научные разработки. Ведь для того, чтобы освоить новое производство, нужно испытать изделия, отработать технологический процесс, выучить специалистов, следовательно, потратить немалые ресурсы, которые могут окупиться с лихвой, но через длительное время.
Компания томичей уникальна и как раз востребована за границей, не говоря о России. Начиная с 1997 года она каждый год патентует по 3-5 своих разработок в сфере машиностроения. Для небольшой организации это весьма внушительная цифра. По количеству патентов на число сотрудников у них нет конкурентов в Томске. Инженеры разработали оригинальные узлы для спасательного вертолета МЧС, электровелосипеда, КамАЗа, БелАЗа.
Удивляют те, кто не понимает законы физики
В команде научно-производственной компании около 10 человек. Как признается Виктор Становской, на работу он берет креативных, любознательных людей.
С одним из них, Александром Шестаковым, нам удалось пообщаться. Александр был в числе сотрудников, работавших над винто-рулевой колонкой.
Наш собеседник — коренной томич. После школы он окончил Томский архитектурно-строительный университет по специальности «инженер-механик» и местом для жизни тоже выбрал родной город.
«Всегда хотел жить в Томске, поэтому никогда не задумывался о переезде. Здесь прекрасная природа, живут родители, друзья, нет огромных пробок, и на машине можно быстро добраться из одного конца города в другой в любое время. За это я и люблю Томск. Крупные мегаполисы наподобие Новосибирска или Москвы меня раздражают», — признается молодой человек.
В школе Александр мечтал делать роботов. Частично мечта исполнилась — он стал конструктором. Теперь к техническому творчеству он активно привлекает своих детей. Правда, младшему интереснее наблюдать, как отец моделирует детали в 3D-программе.
«Больше всего я стараюсь научить сыновей опираться на логику в своих фантазиях. По возможности вместо готовых игрушек выбираю наборы, где что-то нужно изготовить своими руками или провести опыты. Наверное, это профдеформация, но больше всего меня, как инженера, удивляют люди, которые не знают элементарных законов физики и не хотят их знать. Поэтому своим детям я рассказываю о них в доступной форме уже сейчас, в детсаду и младших классах», — отмечает Александр.