Чуть больше трех лет назад, в августе 2018 года, в инстаграм-аккаунте domwood_tomsk появился первый пост: «Вы увидите, как из заброшенного объекта дом превратится в новую интересную локацию». Так началась публичная история возрождения усадьбы на ул.Савиных, взятой инвестором Алексеем Будниковым по программе «Дом за рубль». О загадках жильцов и возвращении исторического предназначения – в специальном проекте Томск.ру.
Работа инвестора программы «Дом за рубль» начинается… в архиве. Алексей Будников вспоминает: как только его команда взяла в аренду дом на Савиных, 10а, пришлось сразу закопаться в документах. Точной даты постройки известно не было, как это часто случается, если дом по своей архитектуре относится не к охраняемым памятникам, а к исторической фоновой застройке.
«Наш дом охраняется как памятник культуры – считается, что там жил известный ученый Николай Урванцев, выдающийся исследователь Арктики, основатель Норильска. Но, честно говоря, нам так и не удалось найти конкретных доказательств этому – возможно, он вообще жил в соседнем доме, — рассказывает Алексей Будников. – Установить архитектора и строителей также не получилось, но мы выяснили примерную дату постройки дома – 1910 год. Его заказчиком и первым владельцем был ростовский мещанин Степан Якименко».
Усадьба из двух жилых деревянных двухэтажных домов (№10 и 10а по современной нумерации на ул. Савиных) была построена в конце XIX — начале XX века. Первым в 1898 г. появился угловой дом под номером десять (его Будников позже тоже взял в аренду за рубль). В документах 1909 года дом №10а на территории отсутствовал, следовательно, построен он был как минимум годом позже. Ну, а после революции – классика «жилищного жанра»: отобран у хозяина, национализирован, уплотнен жильцами… По словам Алексея Будникова, в советские годы «жизни», до расселения дома, хозяева квартир часто менялись. Отношение «временщиков» к хозяйству было соответствующим:
«Например, человек поставил «несанкционированную» раковину в коридоре, для чего просто пропилил все балки перекрытия по пути канализационной трубы, — рассказывает инвестор. – Так же при дефектовке сруба оказалось, что вода в зоне санузлов копилась на полу годами и часть брёвен просто сгнила – то ли аварию вовремя не устранили, то ли она постоянно подтекала. Из-за этого эта часть дома была на 20 см ниже, чем должна была быть, и нам потом пришлось гигантскими усилиями это исправлять. Удивительно, насколько выносливым оказался дом – с таким запасом строили деды!»
Domwood_tomsk: «Алексей — директор компании, деятельность которой не связана со строительством и реставрацией. Узнав о программе «Дом за рубль» по привлечению инвесторов для реставрации памятников архитектуры, решил попробовать свои силы. Один из многих томичей, которым не безразлична особая эстетика деревянного Томска. Абсолютно убеждён, что старым заброшенным домам есть место на улицах города. Что после реставрации с применением современных технологий и материалов их можно превратить в функциональные, удобные и красивые дома». ⠀
Первые недели стройки, которая началась в конце лета 2018 года, рабочим и добровольцам пришлось вывезти горы мусора. А еще – много грузовиков каленой земли, главного утеплителя и шумоизоляционного материала столетней давности. Землю тогда нагревали до определённой температуры (калили), чтобы в ней погибли все микроорганизмы, способные навредить дереву, потом засыпали в перекрытия.
Плотник Дмитрий рассказывает, что 100 лет назад древесину сушили в естественных условиях – складывали под навесы и оставляли на несколько лет. Сейчас этот процесс происходит в сушилках за 2-3 недели – оттого и строевой лес совсем другого качества.
В новом доме, конечно, использованы современные технологии строительства – проложены системы вентиляции, кондиционирования, сделано хорошее утепление. Но кое-что с того времени осталось: при отделке на стены сначала «легла» традиционная дранка, потом – известковая штукатурка, всё, как на момент постройки в девятнадцатом веке.
Domwood_tomsk: «Во-первых, нам правда нравится этот вариант; во-вторых, нам очень хочется, чтобы и внешнее и внутреннее убранства дома возвращали посетителей в те прекрасные деревянные дома прошлого века; ну и, в-третьих, нам интересен процесс».
Самая серьезная проблема, которую пришлось решить, – прогнившие наружные стены.
«Старый дом – как кот в мешке. Когда его берешь, то даже не подозреваешь, с чем столкнешься впоследствии: все закрыто штукатуркой и выглядит целым, — говорит Алексей. — В нашем случае оказалось, что часть бревен просто сгнила в труху. Мы долго думали, что с этим делать, и в итоге наш гениальный мастер Александр Николаевич Зыков (человек советской строительной закалки!) придумал уникальную систему: с помощью металлических швеллеров, опиравшихся на кирпичный цоколь, мы установили 12 грузовых домкратов, с помощью них приподнимали бревна несущих стен и лечили «раненые» места специально изготовленным лафетом».
«Лечить» — это, пожалуй, главное слово, которое определяет подход команды (так и хочется добавить – перфекционистов), восстанавливающей дом на Савиных, 10а. Например, вокруг окон есть такая конструкция – обсадная колода, этакий силовой каркас. Из-за постоянного конденсата колоды местами прогнили, но, вместо того чтобы выкинуть их и заменить новыми, мастера по дереву вычищали испорченные участки и вклеивали деревянные заплатки. Причем дерево для «лечения» брали из старых подоконников с этого же дома, не пригодных к использованию целиком, но сохранивших отдельные фрагменты.
«С гордостью можем сказать, что мы – реставраторы, а не просто строители. Ощущение того, что можно взять старую вещь и вернуть ее к жизни, вдохновляет. Возможно, такой подход не всегда экономически целесообразен и занимает больше времени, зато мы делаем на совесть, — отмечает Алексей Будников. – Постоянно приходится решать нестандартные задачи, что-то изобретать. Например, когда столкнулись с тем, что готовые наличники заказать невозможно, оборудовали собственную мастерскую на первом этаже дома. А для того чтобы обрабатывать дерево для изготовления окон, дверей и разных столярных изделий, наш Александр Николаевич сделал уникальный фрезерно-фуговальный станок».
Domwood_tomsk: «Каждая деталь вырезается вручную по трафарету. Никаких ЧПУ! Это позволило нам отразить уникальность каждой детали для нарядов на окошечки, которых 24 с наличниками, а всего 38. Много было вопросов о том, отчего бы не восстановить те наличники, что были на доме до нас. Пока мы не приступили к их демонтажу, мы тоже надеялись, что какие-то получится спасти, но всё оказалось грустно. Время и влага сделали своё дело, в итоге только один нам удалось сохранить и повесить в офисе, как напоминание».
По словам Алексея, сдача дома планируется весной-летом 2022 года. На первом и втором этажах откроется хостел, в кирпичном цоколе – кафе.
«Первоначально мы думали сделать мини-гостиницу, — рассказывает инвестор, — но смущало несколько нюансов: во-первых, пришлось бы ставить на этажах много перегородок, а это помешало бы гостям прочувствовать свободное и светлое пространство нашего дома. Во-вторых, хотелось минимизировать риски с коммуникациями и водой – любая авария для старинного деревянного здания очень опасна. Наш консультант, архитектор и реставратор Нина Валентиновна Савельева, предложила свести санузлы в одну зону. И закономерно родилась идея открыть вместо гостиницы хостел».
Кстати, первый владелец строил этот дом именно как доходный, то есть под сдачу в аренду. Дому возвращается не только исторический вид, но и историческое предназначение.