Сохранение исторической памяти – это не только сохранение исторических стен. Образ жизни, бытовая среда наших предков представляют не меньшую ценность. Два года назад в Томске открылся музей «Профессорская квартира», где, в частности, воссоздается типичный быт интеллигенции начала XX века. О том, как на столе профессора оказался магический кинжал и зачем дому на «улице физиков» нужны были восемь роялей – в специальном проекте Томск.ру.
Личная коллекция
Жил да был… нет, не профессор, а коллекционер Илья Атапин. Четверть века собирал коллекцию старинных предметов, «встраивая» их в свой быт: спал на оттоманке начала XX века, хранил посуду в антикварном буфете… В какой-то момент вещей стало так много, что квартира перестала их вмещать — «напрашивался» отдельный музей. Но в Новосибирске – а Илья Атапин новосибирец – подходящего помещения не нашлось: все старые деревянные дома были с какими-либо обременениями, проблемами. А вот в Томске, что называется, звезды сошлись: его сын Иван, студент истфака ТГУ, жил на ул.Кузнецова,30 – в одном из известнейших томских памятников в стиле модерн. И так получилось, что соседка по этажу выставила жилье на продажу…
«Илья Брониславович купил эту квартиру под музей. Отремонтировал так, чтобы по стилю было похоже на начало XX века, перевез коллекцию – и мы стали создавать такую «профессорскую» историю, потому что, несмотря на наличие в Томске двух и даже больше музеев истории наших вузов, к бытовой среде того периода прикоснуться было негде», — рассказывает директор музея Екатерина Кирсанова.
«Профессорская квартира» открылась в 2019 году.
Улица Кузнецова в конце XIX-начале XX века была застроена доходными домами, где сдавались квартиры именно сотрудникам первых томских вузов – Императорского Томского университета и Томского технологического института. Жилье было просторным – один дом «делили» всего четыре семьи.
Музыкальный дом
С парадного входа посетитель профессора (в музее использован собирательный образ) попадал в гостиную. Хотя нет, не так – сначала посетитель попадал в коридор и оставлял визитку на специальной визитной тарелочке в стиле модерн. Тарелочку вносили профессору, он читал: «Студент Белоусов». И принимал решение: «Хм, это ведь тот самый двоечник и прогульщик. Надо же, еще и домой посмел явиться! Гоните его!». Визитку возвращали Белоусову со словами: «Извините, профессор вас принять не может». Но у студента был еще один шанс: на оборотной стороне визитки он мог написать: «Федор Эдуардович, умоляю! Я понимаю, что безбожно затянул свою работу, но только вы способны спасти меня от неминуемого краха!». И профессор, возможно, смягчался… (Это, кстати, не наша фантазия – такую «переписку на визитках» Екатерина Кирсанова находила в архивах.)
За круглым столом в центре гостиной можно было выпить кофе или чего покрепче, поиграть в карты, пообщаться.
Екатерина Кирсанова отмечает: в гостиной всегда стоял музыкальный инструмент. Все без исключения играли – это была часть профессорской культуры.
«Причем томские профессора вне зависимости от специальности – хоть математик, хоть химик, хоть юрист – входили (до Революции) в томское отделение императорского музыкального общества. Более того, именно «технари» это общество часто возглавляли – как, например, первый ректор Политеха Ефим Зубашев, — рассказывает Екатерина Кирсанова. — А создатель СФТИ физик Владимир Кузнецов, в честь которого переименована наша улица, внушал своим студентам: вы не состоитесь как ученые, если не владеете музыкальным инструментом».
«Когда Кузнецов создал СФТИ, в дом заехали семьи институтских ученых-физиков. И в доме появилось сразу восемь кабинетных роялей! Конечно же, в таком «музыкальном» доме не мог не родиться композитор с мировым именем Эдисон Денисов. Его рояль стоял в углу этой гостиной», — рассказывает Екатерина Кирсанова.
Практичность и изящность
Для работы и отдыха профессору служил кабинет. Сейчас, как и тогда, он разделен на две зоны: в одной стоит рабочий стол, в другой – кровать. Сам стол – как произведение искусства, но больше всего поражает его функциональность: каждый предмет «знает» свое место, почти для всего есть держатели. Вот, например, изящная подставочка для спичечного коробка (дом в начале XX века был полностью электрифицирован, но на случай перебоев с электроэнергией под рукой всегда были керосиновые лампы, свечи). А вот подчасник (редкая деталь, между прочим!): садясь за работу, профессор складывал в него часы.
«Помимо практической составляющей, каждая деталь продумана с точки зрения эстетики: посмотрите, как на поставке под канцелярские принадлежности отлит каждый цветочек, каждый листик, – обращает внимание Екатерина. — Под Новый год у нас был мальчик лет 8-9, он взял в руки нож для бумаги и говорит: «Можно я скажу, для чего это? Это магический нож, которым эльфам уши отрезают!» И даже можно понять, от чего так разыгралась фантазия нашего гостя: профессорская культура действительно была необычайно изящной и красивой».