Район Белого озера хранит множество свидетельств периода, когда Томск был одним из важнейших городов на Московско-Сибирском тракте. Например, переулок Кустарный «рассказывает» нам о том, что раньше здесь жили кустари (ремесленники), а еще конкретнее – кузнецы (первое название улицы — Кузнечный ряд). Они концентрировались на выезде из города, чтобы извозчики могли, скажем, подковать лошадей в дорогу. Несколько домов на переулке Кустарном принадлежало владельцу кузнечной лавки Николаю Саваровскому. Один из них, под номером шесть, до конца года будет восстановлен по программе «Дом за рубль».
В книге «История названий томских улиц» говорится, что название «Кустарный переулок» возникло в 1929 году. До этого на карте значился «Старокузнечный (Старый кузнечный) ряд» (1908 год), еще раньше – Кузнечный ряд (1867).
Кузницы в старом Томске располагались вдоль Сибирского тракта, на выезде из города на Москву и Иркутск, поэтому «кузнечные» улицы встречаются и в Заисточье, и на Воскресенской горе. Со временем в обоих районах выделились Старокузнечные и Новокузнечные ряды, указывающие на более раннее или позднее освоение местности. Одноимённые улицы в разных концах Томска создавали определённые трудности для горожан, усугубляемые на Воскресенской горе наличием двух Кузнечных взвозов. Поэтому в конце 1920-х гг они были переименованы.
Дом №6 был построен в 1892 году. До 1918 года он принадлежал семье Саваровского Николая Никифоровича, владельца кузнечной лавки. В архивном фонде имеются данные о его жене Саваровской Вере Северьяновне. В семье было две дочери и сын. Постепенно Саваровский построил еще несколько домов для детей. В списке домовладельцев на 1908 и 1915 год за Саваровским числятся четыре дома на улице — по современной нумерации № 3,4,4а,6. Ну, а в советское и постсоветское время у них была типичная для подобных объектов история: уплотнили, заселили, не следили, расселили, оставили без хозяина, дали разрушиться, потом сгореть… При том что адреса (пер.Кустарный,№3,4,6 и 9) входят в «список-701» — домов, подлежащих сохранению.
«Когда мы взяли дом по программе «Дом за рубль», наружные стены с западной и северной стороны не сохранились, за исключением двух брандмауэрных стен. Причем интересно: этот дом сгорел и обрушился внутрь. Мы 3-4 месяца потратили на поиск бригады, которая могла бы просто разобрать конструкцию. Договорились в итоге с МЧС – они свисали на тросах с крана и резали бензопилами конструкции, было реально страшно! — рассказывает инвестор Евгений Калугин. – При этом главный фасад здания сохранился на 75%. Наша технология «дом в доме», когда мы, не перебирая старых стен, строим внутри новое здание, позволила по максимуму оставить исторический фасад. Только обновили сверху дощечку. Внутри вся история сохранена, это как раз то, чего добивается мэрия».
Нежно-зеленый цвет фасада – исторический для этого здания, это было обнаружено во время специальных исследований.
Евгений Калугин – профессиональный инвестор в строительной отрасли, дом на Кустарном – третий по счету, взятый им по программе «Дом за рубль». Предыдущий опыт помогает быстро преодолевать тонкости восстановления исторических зданий, но в этот раз пандемия заставила сдвинуть сроки сдачи с августа на конец этого года. Сейчас готовность – больше 90%.
«Весь год мы наблюдаем жесточайший кризис в строительстве: стоимость материалов выросла колоссально, что «съело» рентабельность любой стройки. Плюс к этому нехватка людей катастрофическая (из-за закрытых границ и, как следствие, отсутствия мигрантов). У нас есть своя бригада плотников, но мы вынуждены дробить людей по объектам и в первую очередь отправлять на те, которые окупятся быстрее. В случае с «Домом за рубль» это уже не такая интересная история с точки зрения экономики – из-за роста себестоимости «квадрата» срок окупаемости вырос с восьми до 10-12 лет. Тем не менее все начатое мы закончим», — подчеркивает бизнесмен.