Томская область первой в России протестировала систему запуска грузовых дронов. В перспективе такие дроны смогут доставлять тяжелые стройматериалы, конструкции, грузы с лекарствами общим весом до полутонны. Готов ли регион к запуску экспериментально-правового режима для применения грузовых беспилотников, проверили губернатор Сергей Жвачкин, заместитель министра экономического развития Владислав Федулов и руководитель Росавиации Александр Нерадько.
Демонстрационные полеты провели сегодня на новой авиационной площадке имени Чкалова в Томском районе. Возможности своих беспилотных летательных аппаратов продемонстрировали ООО «Тайбер», ООО «Аэромакс», Фонд перспективных исследований, Институт теплофизики СО РАН, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина.
В компании «Аэромакс» создали беспилотники грузоподъемностью до 100 кг. Они могут преодолевать расстояния до 100 и даже 150 км. Это беспилотная авиационная система вертолетного типа CH-350, она предназначена для доставки грузов до 70 кг на отдаленные участки, в труднодоступные места, сейчас она проходит испытания. Компания «Тайбер» продемонстрировала возможности своего беспилотника и диспетчерской службы по управлению полетами. Как отметил глава компании Вячеслав Резчиков, пока главная задача – решить законодательный вопрос и правильно обучить пилотов управлять дронами с компьютера.
Беспилотники поднимали в воздух контейнеры, закрепленные под фюзеляжем. Компании «Скайларк Сервис», «Азимут» и НПФ «Спектр» представили работу диспетчерской на базе технологий интеллектуальной платформы «СУОР «Купол».
Демонстрационный полет совершил уникальный самолет короткого взлета и посадки ТВС-2МС «Партизан». Он совмещает в себе лучшие черты самолета и вертолета: он может оторваться от взлетно-посадочной полосы через 5 секунд после начала разбега, потому способен взлететь с вертолетной площадки. Это первый в России и один из немногих в мире действующий самолёт с дополнительной электрической силовой установкой.
Напомним, томичи работают над развитием беспилотных технологий с 2018 года, когда стартовал проект «Тайга». Однако развитию такой авиации помешали законодательные ограничения при коммерческом использовании большегрузных беспилотных летательных аппаратов. В решение вопроса включились власти региона, совместно с Минэкономразвития, Минтрансом, Росавиацией, Фондом перспективных исследований разработали предложения по установлению в регионе экспериментального правового режима для развития беспилотных технологий.
Как отметил томский губернатор, сегодня развитием беспилотной авиации занимаются ведущие компании страны и Росавиация, поскольку это одно из перспективных направлений в экономике.
«Сегодня — срез той работы, которую ведем последние три года. Мы проверяем готовность перейти в экспериментально-правовой режим, который позволит вынести на совершенно иной уровень и наши компании, которые работают в этой отрасли, и нашу науку, конечно, при поддержке институтов развития и крупных компаний», – отметил губернатор Сергей Жвачкин.
Пока действующее авиационное законодательство не позволяет бизнесу широко использовать грузовые дроны. Всего таких в стране, как рассказал глава Росавиации Александр Нерадько, 14. При том что легких беспилотных летательных аппаратов массой до 30 кг – уже больше 40 тысяч. Бизнес сможет использовать грузовые дроны для доставки необходимых товаров или стройматериалов в труднодоступные районы, для мониторинга состояния инженерных сетей и контроля строительства, как это было на Олимпиаде в Сочи. А следующим этапом может стать перевозка пассажиров.
Как отметил заместитель министра экономического развития России Владислав Федулов, эксперимент по запуску грузовых дронов в Томской области важен для всей страны, учитывая расстояния. Запустить экспериментальный правовой режим для грузовых беспилотников в Томской области планируется до конца года.
«Бизнес заинтересован в скорейшем запуске большегрузных дронов. Благодаря беспилотным летательным системам компании смогут доставлять на большие расстояния стройматериалы, металлоконструкции и другие объекты — весом до полутонны. По нашим оценкам, к третьему году эксперимента ежегодный объем рынка в отрасли достигнет почти 1,5 млрд рублей», — подчеркнул Владислав Федулов.