Мы продолжаем знакомить вас с тонкостями рабочих профессий. И чем дальше идем – тем больше необычных находим. Например, в этот раз решили узнать, как учатся печатному делу. И речь здесь не только про книги: любая полиграфия, принты на футболках и абсолютно все упаковки в магазинах – дело рук этих специалистов.
После шести раундов счет 3:3, Катя и Паша поочередно вырываются вперед. Сегодня мастер производственного обучения по печатному делу Виктор Кочергин даст ребятам такое задание, которое выполняют на чемпионате Worldskills, а точнее — его часть.
Что из этого получилось – смотрите в нашем ролике.
Благодаря печатникам на свет появляются книги, газеты, журналы, упаковка, этикетки и мерч. Все операции в современных печатных машинах производятся автоматически, и специалист контролирует весь процесс. Он должен хорошо знать не только технологию, но также разбираться в сортах бумаги, красок, их свойствах, физических процессах. Будущие печатники изучают верстку, печатают, но упор делается на послепечатную обработку изделий.
Обучиться печатному делу можно в техникумах, в учебной типографии, на производственной практике в печатных цехах издательств, типографий и в рекламных агентствах. Так, в типографии за каждый процесс отвечает конкретный специалист: резчик, брошюровщик, упаковщик, печатник, технолог и другие. После выпуска ребята могут устроиться как в типографии, полиграфии, так и в копи-центры.
Зарплата специалиста по печати в Томске начинается от 20 тысяч, технологи, как заведующие производством, получают вдвое больше. Они контролируют весь процесс и координируют работу узких специалистов. Самое прибыльное время для всех типографий — это декабрь, в это время требуется очень много сувенирной новогодней продукции, календарей и прочего.
На оснащение типографии может уйти больше 20 миллионов рублей, поэтому для самозанятости эта профессия не подходит: работать на себя возможно только при постепенном развитии в течение нескольких лет. Даже брошюровщик, на котором мы работали, стоит несколько десятков тысяч, а в других аппаратах только сборные модули доходят до нескольких миллионов рублей.
Как отметил Виктор, спрос на печатную продукцию останется на том же уровне еще минимум 25 лет: сейчас слишком много процессов завязано на типографиях, а оборудование для печати довольно дорогостоящее.
«До тех пор, пока люди читают книги, у нас есть документооборот, специальность будет востребована. От упаковки товара мы никуда не денемся. Любая коробка из-под обуви, лекарства, айфона, пакет майонеза или наклейка на фаст-фуд тоже печатается в типографии. Было время, когда книги как будто потихоньку начали отмирать, но сейчас все больше людей возвращается к печатным изданиям, предпочитая их электронным книгам. Уйти от печатной продукции не получится: просто изменятся какие-то процессы», — сказал мастер.