Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

Ода патриотизму, или Абсурдная сатира: каким получился «Человек из Подольска» от Каменск-Уральского театра драмы?

14:49 / 01.10.21
3114

Разбираемся в постановке театра на гастролях

Мы в социальных сетях:

В рамках «Больших гастролей» в Томск приехала труппа Каменск-Уральского театра драмы, открытием их тура стал спектакль «Человек из Подольска». Это абсурдная, сатиричная и наполненная хтонической, а местами даже до бреда инфернальной любовью к провинции постановка, которая рассказывает зрителю историю одного очень скучного и серого человека, попавшего в не самые простые жизненные условия. Получилось ли у гостей театра показать весь сюр и экзистенциализм первоисточника? Обо всем по порядку.

Спектакль стартует в отделении полиции, куда попадает главный герой Николай Фролов. Перед собой он видит очень странного полицейского и не менее странного задержанного, который находится в «обезьяннике». Колю тоже задержали, только он не может понять за что, а господин старший лейтенант начинает проводить допрос, узнавая у героя совершенно странные и необычные вопросы вроде количества населения Подольска и присвоения ему статуса города. Сюрреализм происходящего продолжает нарастать, полицейские предлагают петь и танцевать, расспрашивают о видах по пути на работу и о том, чем в жизни интересуется Николай.

По большому счету, весь спектакль — это одна большая метафора на методы работы правоохранительных органов, которые понимают свои обязанности по «воспитательным работам с населением» слишком буквально. Вместо привычного отделения полиции перед главным героем и зрителем открывается полноценная морально-нравственная школа, где более благородные, эрудированные и любознательные полицейские начинают препарировать жизнь Коли, указывая на его ошибки.

Разумеется, тут же речь идет и про крайне утрированный и гротескный патриотизм, в порыве которого сотрудники полиции пытаются убедить главного героя в том, что хтоническая, серая, депрессивная и безжизненная российская провинция может быть ничем не хуже Амстердама или любого-другого города планеты. Излишняя восторженность индустриальными и серыми пейзажами плавно переходит границу откровенной сатиры, которая через абсурд действий и слов начинает работать как отчетливый механизм критики текущего положения дел в России. Ведь дело не в том, что мы не любим свои родные города, не интересуемся историей и не смотрим по сторонам, а в том, что нам просто некогда этого делать.

Главного героя обвиняют в серости и безжизненности, в том, что он ведет практически животный образ жизни, ничем не интересуется, проваливается в своей жизни, теряет счастье и с радостью выбирает для себя наиболее худшие, но такие привычные жизненные ситуации. Поэтому «Человек из Подольска» — это не столь критика власти или сюрреалистичной бюрократической машины полиции, а очередная ода гуманизму и любви человека в первую очередь к самому себе. Наслаждаться серостью или менять ее на что-то более яркое — это лишь выбор каждого из нас, разрывать порочный круг апатии и жизни в автоматическом режиме или нет. «Человек из Подольска» — это про то, что нужно жить, а не выживать. Искать радость в мелочах и держаться за свое счастье, интересоваться новым и не зацикливаться на одних только проблемах.

Стоит отметить очаровательную и профессиональную игру всех актеров постановки. Таких злобных, но в то же время дидактически настроенных полицейских еще нужно поискать, а главный герой поражает своей отстраненностью, которая перетекает в отчаяние и принятие неизбежных фактов. «Человек из Подольска» однозначно яркое театральное событие, с которым труппа Каменск-Уральского театра драмы справилась на отлично. Остается верить, что и другие свои постановки в рамках гастролей они проведут на таком же уровне.