К образованию инженеров предъявляются все новые и новые требования: подготовить компетентного специалиста для нынешних передовых компаний по традиционной системе уже не так просто. Поэтому вузы и предприятия совместно готовы решать эту проблему, чтобы инженерное образование оставалось актуальным. Сегодня в ТПУ в рамках форума U-NOVUS’2021 прошел круглый стол, на котором обсудили, каким может быть инженерное образование и какие действующие практики университетов можно распространить по всей стране.
Участие в круглом столе приняли заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова, и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седенев, также ректор ТУСУРа Виктор Рулевский, глава НТГУ Анатолий Батаев, также представители других вузов и предприятий. Всего в дискуссии приняли участие ректоры, проректоры и руководители подразделений более 10 вузов, где есть инженерные направления.
Как отметила Людмила Огородова, инженеры сегодня вовлечены в решение очень важных задач человечества: от обеспечения населения чистой водой до поиска источника возобновляемой энергии и разработки новых производственных технологий. И на рынке труда доля инженеров и сопровождающих специалистов к 2030 году должна занять второе место после медицины.
«Постоянный приток талантливых инженерных кадров важен для экономики и будущего каждой страны и нашего региона в том числе. Но меняется общество, оно предъявляет особые требования к специалистам высшего образования и к инженерии как процессу. И все это требует от нас перезагрузки понимания нового инженерного образования. Наш взгляд должен быть обращен к молодым людям, которые ждут от нас такого образования. которое позволит им быть успешными, состоявшимися и полезными нашему обществу и региону», — отметила Огородова.
Эксперты обсудили, какие изменения в ближайшие годы ожидаются в высокотехнологичных секторах экономики, каких инженеров будут ждать на новых предприятиях и что нужно изменить в системе подготовки инженеров. Свои практики представили ректоры и проректоры более 10 российских университетов, занимающихся подготовкой инженеров. Свои практики представили ректоры и проректоры университетов. Среди них Томский политех, Высшая школа экономики, Новосибирский госуниверситет, Уральский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университете, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и другие.
Как отметил и.о.ректора ТПУ Дмитрий Седнев, сама система подготовки инженеров требует трансформации, поскольку современные предприятия и современные программы требуют от них все больше знаний и навыков.
«Сейчас существенно ускорился цикл смены технологий, это сложно не заметить. И мы больше не можем себе позволить учить студентов четыре года, плюс еще два в магистратуре, чтобы на выходе они поняли, что технологии, с которыми им придется работать, уже изменились», — сказал и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев.
Ранее Томский политех предложил создать консорциум «Новое инженерное образование России», эту идею поддержали ведущие технические вузы. Он предполагает совместное выполнение научно-исследовательских, образовательных, опытно-конструкторских работ, доступ и совместное использование ресурсной базы и инфраструктуры вузов-участников, запуск совместных образовательных программ и социальных инициатив.
Седнев добавил, что в ближайшие десятилетия инженеры должны будут стать еще и экологичными: предприятия все активнее заявляют ESG — повестку, и инвестиции будущего будут зависеть от того, насколько компания включена в чистоту, экологичность производства и безопасность труда.
Свои кейсы также представил НГТУ. Ректор университета Анатолий Батаев отметил, что центральный показатель успешности вуза — это востребованность выпускников. Поэтому распространять по стране необходимо только успешные и работающие практики.
«Мы стараемся учиться на чужих ошибках и, естественно, следим за успехами лидеров российского инженерного образования. В нашем университете есть донаучные коллаборации, кванториум, на наших площадях упакован информационный центр по атомной энергетике. Опыт мы стараемся перенимать и у томичей» — поделился Батаев.
Практику Уральского федерального университета представил проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Николай хлебников. Он отметил, что их уральский вуз также применяет систему проектного обучения студентов. Здесь важно учитывать момент выбора студентом своей сферы. При этом, чтобы такое обучение не превращалось для студентов в привычный «зачет», необходимо продумывать мотивацию ребят и развивать профориентацию в школах и в вузах. Например, для этого УрФУ создал сервис профнавигации студентов, подобные платформы имеют и томские университеты.
Представители вузов сошлись во мнении, что подготовка инженеров должна становиться тематической — с применением лучших практик вузов и предприятий. Сейчас от инженеров требуются не только уже привычные технические компетенции, но также софт-скиллз, междисциплинарные знания и умение работать с существующими сейчас актуальными технологиями. Этого можно достичь, например, с помощью совместных образовательных программ предприятий и нескольких вузов, чтобы готовить специалиста на конкретное место работы. Также создавать проектную среду, в которой студенты сразу смогут применять все знания и на практике и отрабатывать в ситуации, близкой к реальному производству в команде. Кроме того, важно обратить внимание на школьников и дать им возможности увидеть в физике и химии весь их потенциал.
Помимо университетов, в круглом столе участвовали и индустриальные партнеры. Среди примеров трансформации инженерного образования будет представлен, в частности, проект ПАО «Газпромнефть» «Актив будущего». Он направлен на формирование новой генерации инженеров для трансформации нефтегазовой отрасли страны.
Как отметила Швилкина Лидия, руководитель программы ПАО «Газпром нефть» по внедрению Актива Будущего, в современном мире изменения происходят гораздо быстрее, чем раньше, поэтому технологии, которые существовали еще лет 10 назад, сейчас фактически становятся нормой на предприятиях и в быту. Также новые требования есть к руководителям: это не только обладание компетенциями soft-skills, но и способность работать с большими данными и аналитикой. Выходом может стать новая образовательная модель, наподобие базы с дополнительными образовательными модулями.
«Если мы будем в людей вкладывать кроссфункциональные знания традиционным способом люди не потянут, слишком много. Поэтому в плату можно будет интегрировать новые специальности и не перегружать людей. Я считаю, что ТПУ на правильном пути: в образовательные программы вы внедряете работу цифровыми двойниками, с кроссфункциональными курсами, VR. Это очень важно, чтобы у студента формировалась привычка к использованию. эти вещей», — отметила Швилкина.
«Говоря о том, что важно для развития инженерного образования, я бы выделил несколько важных направлений. Во-первых, внедрение симуляции операционной системы компании внутрь образовательного процесса как логики формирования среды для развития компетенций. Во-вторых, софтовые навыки, системное мышление, в-третьих, технологическое предпринимательство.Также важно понимать, что без активного вовлечения компаний и синхронизации нашей деятельности подготовить специалистов, способных трансформировать отрасль, будет проблематично. Ведь действительно существует проблема, что бизнес и отрасль трансформируются быстрее, чем образовательные процессы и стандарты. Но вот в том сотрудничестве, в той постоянной коммуникации, которая происходит с нашими вузами-партнерами, например, с Томским политехническим университетом, нам удается сформировать подобные образовательные проекты и программы», — сказал руководитель программ Блока экспертизы и функционального развития «Газпромнефть НТЦ» Павел Сорокин.