Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Свой среди чужих: исследовательница из Томска создала покрытие для приживаемости имплантов

10:00 / 28.09.21
2604

Еще оно обладает обеззараживающим эффектом

Мы в социальных сетях:

Знакомые Валентины Чебодаевой думают, что она продает имплантаты для зубов и зарабатывает на этом огромные деньги. На деле же все обстоит по-другому. Девушка является научным сотрудником лаборатории физики наноструктурных биокомпозитов Института физики прочности и материаловедения СО РАН и создает покрытие для зубных имплантатов. По химическому составу и структуре оно схоже  с человеческой костью, что позволяет ему приживаться вдвое быстрее. В 2018 году свое выступление на Science Slam она назвала «Свой среди чужих» и рассказала, за счет чего имплант с покрытием  быстрее становится «своим». Секрет в подборе наночастиц для покрытия, а также в их составе. Исследования ведутся с 2015 года. На данный момент в покрытие на основе гидроксиапатита добавляются наночастицы на основе железа, меди  и оксидов алюминия и цинка. Проходит процесс под действием высокой температуры. 

Лучше, но не дешевле

От своих аналогов покрытие отличается тем, что с ним скорость заживления тканей вокруг имплантата выше. Кроме того, оно обладает более выраженными антибактериальными свойствами. Если бы его нанесли на имплантат в стоматологической клинике, пациенту не пришлось бы пить лекарства, для того чтобы в ткани вокруг имплантата не проникла инфекция. 

«Антибактериальные свойства покрытию придают наночастицы оксигидроксида алюминия. Это парадоксально, потому что они обладают токсическим эффектом для организма. Нам удалось подобрать такое соотношение веществ, при котором этот токсический эффект крайне низок. Другими словами, покрытие не отравляет организм», — рассказала Валентина. 

Пока покрытие испытали только на лабораторных животных. Однако еще в 2016 году исследовательница посчитала, в какую сумму обошлась бы установка имплантата с нанопокрытием. Оказалось, что не меньше импортных аналогов, несмотря на то, что не нужно тратиться на доставку материала из-за границы. Основную часть суммы составляет работа специалистов. 

«Внедрить нашу разработку в российских стоматологических клиниках сложно. У нас много иностранных аналогов, и клиенты, и специалисты частных клиник чаще всего предпочитают все импортное. Конечно, я не говорю, что это невозможно. Просто коммерциализацией изобретения должны заниматься отдельные люди, у ученого физически не хватает на это сил», — считает девушка.

По ее словам, сфера медицинского оборудования не пользуется популярностью у инвесторов из-за больших вложений и долгого срока окупаемости.

Молодой ученый обречен быть активным

«Ставка» молодых ученых в научных институтах стимулирует к активности: участвовать в многочисленных конкурсах, писать заявки на гранты, постоянно заявлять о себе миру и рассказывать о своих разработках самой широкой аудитории. 

По этой причине Валентина старается по возможности чаще показывать себя в научно-популярных проектах, таких как Science Slam. Так называют международное движение, которое проводит «баттлы» между учеными в ночных клубах. Участникам нужно доступно и с юмором рассказать о своем изобретении, а затем зрители своими аплодисментами выбирают победителя. Лучшим становится тот, за кого хлопали громче всего. Хоть Валентина и не победила на научном баттле, участие дало ей очень много, потому что помогло взглянуть на свое исследование со стороны. А еще Science Slam дал возможность пообщаться с молодыми учеными из других городов. 

«Здорово видеть, что молодые ученые в России — не ботаники в вязаных свитерах, а люди с множеством самых разных увлечений. Кто-то играет в рок-группе, кто-то добивается успехов в сноубординге. Я рада быть частью сообщества разносторонних и интересных личностей», — говорит девушка. 

А почему я должна уезжать?

Женщинам тяжелее продвинуться в науке, чем мужчинам. По крайней мере, именно с такой реальностью столкнулась Валентина. Возможно, по этой причине среди тех, кто запатентовал свои изобретения, представительниц прекрасного пола гораздо меньше. Зачастую работодатели охотнее отправляют мужчин в перспективные командировки или приглашают в масштабные исследования. Однако это, разумеется, не означает, что добиться карьерных высот невозможно. 

Валентину приглашали на работу в Германии и в Москве, но она отказалась, несмотря на более комфортные условия для работы. 

«У нас ученые активнее взаимодействуют друг с другом: нужно публиковаться, подавать совместные заявки на грант. В Германии, допустим, нет такой жесткой отчетности, как у нас. Следовательно, они не всегда охотно идут на сотрудничество. Когда я была там в командировке, то больше всего общалась с соотечественниками. Зато реактивы для исследований там можно получить гораздо быстрее, не нужно заполнять множество бумаг», — поделилась наблюдениями девушка.

Валентина не задумывалась всерьез о переезде в другую страну. На сегодня у нее нет необходимости кардинально менять свою жизнь, несмотря на трудности, которые неизбежно возникают в любой работе. 

«Часто мы задумываемся о переезде, когда нас что-то не устраивает. И думаешь: а зачем сразу переезжать? Может, лучше что-то самому поменять тут, чтобы захотеть остаться?» — рассуждает исследовательница. 

На сегодня работа по покрытиям для имплантатов продолжается. Валентина в составе команды из пяти человек продолжает испытывать более эффективные составы и хочет найти инвестора, для того чтобы российские разработки все же принесли пользу в нашей стране.


Больше историй об уникальных разработках томских ученых и предпринимателей смотрите в нашем проекте «Запатентовано. Сибирь».