Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
Оглядываясь на предыдущие работы канадского режиссера Дени Вильнева, каждый сделал для себя один вывод — он очень любит медленное кино. Таким эффектом Вильнев старается сплести воедино два вечно противоборствующих лагеря: тяжелое и тягучее фестивальное кино вместе с популярным искусством, которое было бы понятно каждому из зрителей. Так было с его крупными работами вроде «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049». Вместе с Кристофером Ноланом Вильнев остается одним из немногих режиссеров, который ищет вдохновение в сай-фае второй половины 20-го века, делая основные акценты на грандиозные масштабы происходящего, переплетая это с глубокой и гуманистической философией. Однако роман Фрэнка Герберта — это не настолько сложное произведение, каким был первый «Бегущий по лезвию». Что же мог дать фирменный стиль автора экранизации культовой фантастики и получилось ли хорошо? Обо всем по порядку.
Сюжет фильма переносит зрителя прямиком в первую книгу, люди живут уже в 101-м столетии, огромная часть обозримого космоса давно освоена и заселена, а стало это возможно благодаря уникальному минералу — спайсу, который наши локализаторы боязливо обозвали «специей». С помощью спайса у человечества появилась возможность осуществлять межзвездные перелеты, а добывается он лишь на одной планете — Арракисе. Тот, кто владеет Арракисом — тот владеет несметным богатством, которое может даже перевесить благосостояние Императора. Это делает планету лакомым кусочком для благородных домов. Последние 80 лет планетой правили кровожадные и безжалостные Харконнены, однако, волей Императора, Арракис переходит под управление благородных и честолюбивых Атрейдесов, чей глава, герцог Лето, мечтает наладить отношения с фрименами, местными жителями Арракиса. Вместо бездумной добычи спайса и столкновения с местными Лето задумал создать настоящий союз, что пойдет на пользу всем. И вот примерно тут запускается маховик очень суровых и кровавых подковерных дворцовых интриг, с которыми придется столкнуться юному Полу Атрейдесу, главному герою как романа, так и экранизации.
В целом такой фабулы должно хватить для того, чтобы понять, а что вообще происходит на экране, но, в отличие от условного «Варкрафта» или «Ведьмака», такое описание будет даже чересчур подробным, потому что сам фильм сделает для вас все, чтобы вы поняли каждую деталь, запомнили каждое имя и определение. Работа над оригинальным лором у Вильнева прошла на твердую пятерку, так что мир Дюны Фрэнка Герберта буквально оживает перед зрителем. Но, как водится, не все так просто.
Вильнев не стал лукавить и ходить кругами, пытаясь рассказать цельную историю, буквально после первого акта картины становится ясно, что этот фильм — лишь часть чего-то большего, а это значит, что продолжения должны будут развязать все созданные узлы, разрядить все нужные чеховские ружья и дать ход событиям, которые так обильно выстраивались в первом фильме. Именно поэтому медленный темп режиссера играет здесь сразу в двух направлениях — максимально погрузить зрителя в картину и дать ему понять, кто есть кто и в чем главный конфликт сторон.
И такой ход начинает перевешивать полотно в сторону авторского кино, заставляя большую часть зрителей скучать в зале кинотеатра, ведь идет фильм почти три часа, так что искусственное замедление делает ситуацию только хуже. Однако в этом и смысл стиля Вильнева. Если показывать пролеты над Арракисом — то максимально медленно и величественно, если вести напряженную сцену, то делать это крупным и тягучим кадром, чтобы любая опасность и напряжение, исходящие от персонажей, передавались зрителю, заставляя почувствовать себя внутри этого безумного милитаристского мира.
Но да ладно, если уходить подальше от этих первых впечатлений, то можно открыть для себя невероятное путешествие, которого очень и очень давно не было на больших экранах. Эпоха фильмов об очень далеком и чуждом для нас нравственно и технически будущем не было очень давно. На ум сразу приходит некомфортный мир «Хроник Риддика» с его безумными некромонгерами или, господи прости, «Обитаемый остров» Бондарчука. Вся эта технократичность и наполненность мира устройствами, которые в одно и то же время выглядят для нас недосягаемыми и немного примитивными, создают совершенно живой, чуждый и некомфортный мир, который так сильно хочется исследовать. И который не забывает пугать современного зрителя. Ведь одна из черт подобной фантастики — деконструкция гуманизма, создание таких условий, чтобы страх перед технократичным будущим вызывал шок и трепет, что обратно вернет людей к концепции человеколюбия, потому что те грани, что показаны в подобном будущем, действительно могут повергнуть в шок. Так, любое появление Харконненов в кадре пугает больше, чем половина современных хорроров. Тоже можно сказать про сами технологии мира Дюны.
Вы привыкли к истребителям из «Звездных войн»? А как насчет самолетов, которые похожи на стрекоз? У нас тут есть межзвездные перемещения? А вы лучше посмотрите на сверхтехнологичные автоматизированные устройства, которые летают с помощью воздушных шаров. И таких деталей много, все они дают поверить, что мир действительно живет, что его можно потрогать. А если прибавить к этому страсть Вильнева к демонстрации монструозных и до гротеска гигантских зданий, о предназначении которых даже сам автор не догадывается, то получается крайне атмосферный, великий и монументальный мир будущего, в которое точно хочется верить.
Но без минусов, конечно же, не обошлось. И они все еще кроются в ритме. Сам по себе роман Герберта — это крайне сложное с точки сторитейлинга произведение, так что перенять эти сложности в кино было неизбежностью. Поэтому кульминация картины, крупное военное сражение, происходит в середине фильма, приводя зрителя к катарсису, после которого уже не хочется смотреть дальше, хочется остановиться и переварить случившееся, но вместо этого автор настаивает на своем и продолжает историю Пола Атрейдеса, который теперь постигает пути Пустыни. Это, как если бы Красная Свадьба в «Игре престолов» произошла в середине сезона, а потом бы долго показывали скитания Арьи Старк. Да, интересно, но ожидаешь немного иного.
Также слегка отталкивает настроенность автора на франшизу, на определенную трилогию фильмов, из-за этого такое могучее произведение кажется оборванным на полуслове, чего точно себе позволять не стоило. Ведь ожидания были слишком высоки, а львиная доля зрителей может очень просто разочароваться и не дождаться продолжения.
По итогу же стоит сказать, что «Дюна» Вильнева, закрывая глаза на все ее недостатки и экспериментальный метод подачи сюжета, все еще крайне важная веха в кинематографе. В частности, в жанре научной фантастики. Режиссер явно задал новую планку, создав более умное и монументальное произведение, после которого смотреть на обычный сай-фай становится как-то неловко, ведь они не имеют такой же серьезности и проработанности «Дюны». И в этом Вильнев явно сделал очень мягкую революцию в жанре, которая однозначно не пройдет мимо для всего кинематографа, однозначно меняя вектор восприятия кино в целом. Ведь если обычный зритель раскусит те вайбы и настроения медленного кино, то авторы артхауса не побоятся выдвинуть свои истории на более широкую публику. Ну а жанр фантастики получит новую жизнь. Смотреть всем явно не стоит, но если все вышесказанное не оттолкнуло вас, то добро пожаловать в самый ожидаемый фильм этого года и в самую прекрасную фантастическую историю последних лет.