Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Российская хтонь, или Путешествие к счастью: каким получился фильм «Петровы в гриппе»?

19:50 / 18.09.21
2798

Пытаемся разобраться в новом фильме Кирилла Серебренникова

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+

Российское авторское кино — это очень непростой к пониманию пласт кинематографа, где место имеют любые интерпретации и вариации объяснения сюжета. Кто-то посмотрит на эти картины со взглядом эксперта кинематографа и скажет, что все ясно и понятно. Кто-то пропустит через себя и свои чувства, и тоже будет прав. Определенного рецепта для просмотра таких фильмов нет. А вот эмоции и ощущения есть. Да еще какие. От ужаса и отвращения до теплого лампового счастья внутри. Все это в себе хранят «Петровы в гриппе». Но насколько это хорошо или плохо? Обо всем по порядку.

Фабула картины слишком проста: есть российская семья Петровых, муж — обычный автослесарь, жена — обычный библиотекарь, сын — обычный ребенок. По непонятным да и не особо интересным причинам они заболевают гриппом, что превращает их жизнь в одну сплошную фантасмагорию и парад сюрреалистичных образов и сюжетных перипетий. Петров-старший едет в автобусе и ловит классические речи о плохой власти, а бред и жар показывают ему картинку того, что его вытаскивают из автобуса, чтобы свершить правый суд над первыми попавшимися чиновниками, дежурно похлопать по плечу и отпустить.

Жена же начинает избивать одного из посетителей библиотеки, демонстрируя уровень ультранасилия, который иногда не может достигнуть сам Тарантино, а потом просит затереть кровь. И вопрос, который крадется за зрителем по пути фильма: что вообще происходит и насколько реально то, что творится на экране? Насколько гипертрофирована чудовищная и хтоническая Россия, где писатели живут чуть ли не в коробке за заводом, а трупы воскресают и уходят из гроба, метафорична? Где заканчивается грань фантазии и начинается реализм? Вопросы, на которые каждому придется ответить самостоятельно.

«Петровы в гриппе» — это фильм, в котором нет сюжета, персонажи просто перемещаются из локации в локацию, оказываясь в еще большом сюре, чем казалось ранее. Эстетика отдаленных спальных районов в самых далеких уездных городах бьет по зоне комфорта с такой силой, что невольно можно забыть, что добрая часть России выглядит примерно так же и живет все в тех же условиях. Где цена жизни в глазах отчаявшихся людей — это не самая ходовая монета, где любовь и ненависть — это буквально неотличимые чувства. А крадущаяся по пятам ностальгия по светящемуся золотом советскому прошлому — это единственное, что может спасти мечущиеся в этом беспробудном Чистилище души.

Да, сравнения с Чистилищем не смог избежать ни один рецензент, ведь столько намеков на это оставляет Серебренников. Тут вам и турагентство АИД, и безумная женщина-кондуктор, которая спрашивает проезд у только что ожившего мертвеца. И эта теория, наверное, могла бы объяснить многое из происходящего, но она всегда окажется слишком банальной и простой.

По итогу «Петровы в гриппе» — это очень некомфортное и безумно долгое путешествие, которое практически ставит время на паузу ближе к концу фильма. Здесь нет плохих или хороших, здесь есть бесконечное страдание целой нации в лице конкретных, ничем не приметных людей в неумолимой агонии гриппа, который вряд ли является причиной остановиться и разобраться с тем сюром, что творится вокруг.

Впрочем, если копать еще глубже, то, по большому счету, «Петровы в гриппе» хотят напомнить нам всем о том, что любить ближнего своего — вот главная ценность и, возможно, панацея от всех бед, которые мы накопили как страна и народ. Единственный ли это путь решения? Единственная ли это интерпретация и точка зрения? Едва ли, но место быть она имеет. Рекомендовать смотреть это кино всем точно не стоит, оно мучительно тягучее, странное и необъяснимое, но если возьметесь, то вглядывайтесь тщательнее. Как в экран, так и в себя самих.