Жители Томской области направили с января по июль 2021 года в Банк России 11 жалоб на мисселинг. Так называется ситуация, при которой клиентов банков вводят в заблуждение и продают одни финансовые продукты под видом других. При этом их не предупреждают о возможных рисках и не объясняют разницы между услугами.
Половина жалоб касалась продажи полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ).
«Иногда клиенту предлагают под видом вклада якобы более выгодную альтернативу — полис ИСЖ. Менеджеры банков могут утверждать, что деньги защищены, а доход — гарантирован. Но это не так. По полисам ИСЖ с защитой капитала в конце срока клиент и правда получает все вложенные деньги, однако доходность может сильно отличаться от обещанной, поскольку зависит от ситуации на фондовом рынке. Кроме того, забрать деньги в любой момент, скорее всего, не получится — полис ИСЖ нередко предполагает, что до окончания срока действия договора можно получить только выкупную сумму. Что касается НСЖ, то в нем тоже много нюансов, и, если клиент о них не знает, он может лишиться всех денег, просто пропустив очередной платеж», — рассказала управляющий Отделением Томск Банка России Елена Петроченко.
Другие жалобы томичей касались недобросовестной продажи услуг или страховых продуктов.
Избежать мисселинга можно только при внимательном прочтении договора. Также существует 14-дневный «период охлаждения», когда можно отказаться от необязательных по закону страховок, включая ИСЖ и НСЖ, и получить полное возмещение затрат.
Ранее мы рассказывали, как поступить, если томичи столкнулись в банках с подменой одних продуктов другими.