Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. Внимание, спойлеры!
Здравствуй, Четвертая фаза Киновселенной Marvel, мы тебя ждали слишком долго. Последним «новым» фильмом в кинотеатрах был «Человек-Паук: Вдали от дома», который вышел летом 2019 года, самое свежее, что можно было увидеть на больших экранах, — это идеологически устаревшая «Черная Вдова». Она была самым обыкновенным фильмом Marvel, который студия еще могла себе позволить, так как персонаж тоже в Киновселенной не самый молодой, так что подобный олдскульный подход себя очень даже оправдал. Но после инновационных и действительно необычных с точки зрения сторитейлинга «ВандаВижн» и «Локи» показывать ориджин персонажа, пусть нового и оригинального, но на старых как мир сценарных рельсах — это неуважение к своей аудитории. Но делает ли это «Шан-Чи и легенда десяти колец» хуже? Обо всем по порядку.
Перед нами совершенно новый персонаж для Киновселенной и не совсем новый для любителей комиксов. Его зовут Шан-Чи, и он мастер боевых искусств, создали его еще в 1970-х, когда фильмы с Брюсом Ли были крайне популярны, так что издательству нужно было как-то сыграть на этом хайпе для своих читателей. Сейчас же резоны несколько иные. После успешной как среди зрителей, так и критиков «Черной Пантеры», где во главу угла студия поставила чернокожих персонажей, Marvel решили сделать ставку на китайском кинорынке, сняв первый фильм про азиатского супергероя, что крайне активно лоббируется во всех доступных пресс-релизах и интервью. Достойная ли это мотивация для введения нового персонажа? Вопрос спорный, оставлю его, пожалуй, на совесть и личный выбор каждого.
Сама история расскажет о парне по имен Шан-Чи, он — сын самого опасного воина и преступника на планете. Его отец, нашедший тысячу лет назад удивительный артефакт Десять колец, обрел с его помощью могущество, бессмертие, Китай и еще половину Азии в довесок. Своеобразный Чингисхан Киновселенной, который даже спустя тысячу лет мечтает о том, чтобы приумножить свое могущество и власть. Сын же его намного проще, так что в подростковом возрасте сбегает из отчего дома и работает парковщиком в крупном отеле Сан-Франциско. В общем, дауншифтинг налицо. Однако отец тот еще прохвост, так что его ультрамогущественная организация «Десять колец» снова впутывает Шан-Чи в свои сети, чтобы парень послужил не самым приятным людям, выполняя не самую приятную работу.
По факту, герой Шан-Чи проходит классическую арку героя, которую Джозеф Кэмбелл описал в своей книге «Тысячеликий герой». Парень активно избегает приключений, живет только для себя, но через одну-единственную весточку от сестры оказывается в начале своего опасного приключения, во время которого встретит препятствия, наставника, который поможет их преодолеть, а в конце станет сильнее, чтобы дать отпор своему отцу и главному злодею картины одновременно. Если разбираться точнее, то львиная доля всех ориджинов Marvel построена на подобных рельсах: от Железного Человека до Доктора Стрэнджа — все ее проходили. И это было окей до тех пор, пока не вышли «Мстители: Война бесконечности», когда все ставки возросли, а привычные сюжетные конструкции уже показались зрителю пройденными и устаревшими. После такой кульминации, как последние два фильма о «Мстителях», зритель будет ждать что-то более комплексное и оригинальное. И вот выходит первый полноценный фильм Четвертой фазы, и он продает зрителю то же самое, но в азиатском колорите. Плохо ли это? Нет, смотреть можно, но скучно, ведь это слишком предсказуемо и избито. Мы видели это сотни раз.
Особенно, если оглядываться на действительно крутые и вдыхающие жизнь в Киновселенную «Локи» и «ВандаВижн». «Шан-Чи» на их фоне выглядит как отбывающий повинность сольник, который нужно было выпустить для привлечения азиатской аудитории и игре на современной повестке.
И несмотря на такие минусы, сам фильм выглядит невероятно красиво и оригинально с точки зрения визуальной части. Тут действительно приятный сеттинг, ощущение необычной азиатской сказки, где китайские мифы выходят на передний план, играя с историей не хуже скандинавских. И это даже выглядит достойно в контексте Киновселенной Marvel. Также постарались передать дух классических азиатских фэнтези-фильмов, где каждый бой героев — это не просто зубодробительная драка, а самый настоящий танец с воздушной и волшебной акробатикой, где забежать на высокое дерево — это вообще не проблема.
Но одним только сеттингом сыт не будешь, нужна история, и в Marvel давно бы пора понять, что их аудитория выросла, и то, что работало двадцать фильмов назад, сейчас уже такого успеха не принесет. А жаль, могло получиться что-то действительно революционное.