Сотрудники одной из томских фармацевтических компаний около 20 лет ведут исследования свойств новой молекулы, полученной химическим синтезом. Хоть она и запатентована, у нее до сих пор нет специального названия, только шифр — 0056. На основе молекулы разрабатывают лекарственный препарат. Лишь недавно, в апреле этого года, завершились его доклинические исследования эффективности на крысах. Названия у него тоже пока нет.
Изначально препарат собирались применять в качестве обезболивающего – анальгетика и противовоспалительного средства.
«Сейчас в мире воспаление лечат нестероидными и стероидными препаратами, для снятия боли также используют наркотические анальгетики. Все они обладают обширными побочными действиями: после них может возникнуть язва желудка или кишечника или к ним может развиться привыкание и зависимость. У нашего лекарства выраженных побочных эффектов нет. Это связано с принципиально новым механизмом действия — оно блокирует рецепторы брадикинина, что подавляет боль и воспаление, а также развитие «брадикининового шторма», — рассказал один из разработчиков препарата Владимир Быков.
Другими словами, препарат не дает воспалению уходить в глубь организма. Еще лекарство не вызывает привыкания. Следовательно, его дозу не нужно будет постепенно увеличивать, если пациенты будут принимать препарат постоянно.
Подойдет для COVID-19
Как поясняет руководитель проекта Сергей Станкевич, до сих пор в качестве препаратов для лечения коронавирусной инфекции используются известные лекарства, предназначенные для других болезней. В отличие от них препарат 0056 —инновационный, который ранее никогда не применялся, а это накладывает дополнительные требования к его разработке и будущим клиническим испытаниям.
«Большинство летальных случаев при COVID-19 связано с тяжелой воспалительной реакцией из-за цитокинового и брадикининового шторма. Накопление брадикинина вызывает снижение артериального давления, нарушения в работе сердца, усиление воспаления и, как следствие, тяжелейшую пневмонию с угрозой смерти», — объяснил Сергей Станкевич.
Лекарство можно будет применять не только в стационарах, непосредственно при лечении пневмонии, но и у пациентов с более легкой формой COVID-19 для профилактики осложнений от коронавирусной инфекции.
«Почувствовал себя алхимиком»
В коллектив разработчиков препарата входят люди разного возраста. Среди исследователей есть и молодые люди, и пенсионеры. Компания проводит как фундаментальные исследования – изучает взаимодействие лекарств с организмом и ответ на эти лекарства, так и занимается прикладными работами.
Нам удалось пообщаться с Владимиром Быковым, который пришел в компанию почти сразу после окончания Сибирского медуниверситета и вот уже 8 лет занимается разработкой лекарств. Молодой ученый рассказал, чем его привлекает профессия разработчика лекарств.
По словам исследователя, «магия» лекарств, сам факт того, что какие-то белые таблетки могут изменить состояние человека в лучшую сторону, привлекала его с детства. А после 9-го класса даже нашел замену лекарству в походных условиях.
Будущий фармаколог тогда отправился на сплав. Группа туристов была большой, около 30 человек. У одной из участниц ухудшилось самочувствие и поднялась температура. Туристы начали искать в рюкзаках аспирин, но так и не смогли найти. Тогда Владимир предложил взять вместо него осиновую кору, поскольку в ней содержатся салицилаты — болеутоляющие и жаропонижающие вещества.
«Мы набрали коры, попытались размельчить ее камнями и выварить на костре. Больная вначале отказывалась, ведь отвар был горький, но в итоге немного выпила. Потом ей полегчало. Уж не знаю, из-за осиновой коры или по другим причинам, но в тот момент я чувствовал себя алхимиком», — вспоминает ученый.
«Сдал фармакологию — можно жениться»
В университете Владимир не видел для себя необходимости становиться ученым. К пятому курсу он лишь убедился, что ему интересен процесс создания лекарств и механизмы их воздействия на человека.
«Описание одного и того же процесса в фармакологии двумя людьми будет разным. Благодаря этому возникает ощущение, что каждый твой день не похож на предыдущий. При этом она считается одной из самых сложных дисциплин. Политехники говорят: «Сдал сопромат — можно жениться. У нас в СибГМУ то же самое говорят про фармакологию», — рассказывает исследователь.
А вот в повседневной жизни Владимир старается пить лекарства только тогда, когда без них точно нельзя обойтись. Допустим, при простуде вместо таблеток он старается лечиться народными средствами.
Новый препарат для лечения COVID-19 уже запатентован в России. Его планируют экспортировать и в другие страны. Поданы патентные заявки на лекарство в США, Европе, Китае, Японии и Индии. Компания нашла также стратегического инвестора для разработки и организации производства препарата в России. После клинических испытаний препарат планируют вывести на рынок для лечения больных COVID-19. По словам Сергея Станкевича, это может произойти уже в 2023 году.