Завершать такой наполненный и красивый проект, как TomskCraft, — сложно. Вместе с вами мы проникли в атмосферу «ручного» искусства: в этот тонкий мир, наполненный любовью и трудом. Здесь можно увидеть все крафтовые выпуски.
Мезенская роспись — одно из визуальных украшений преимущественно предметов быта, начало свое берет в Архангельской области — у реки Мезень в 19-м веке. Ее характерные узоры — кони, олени, птицы. Цвета — черные и красные: сажа и охра. Хоть узор был популярен более века назад, его актуальность сохраняется у крафтовых мастеров и получает развитие в современности. Сегодня — о даже магическом эффекте творчества, образах и благотворительности — в нашем материале.
Сбежавшие из города
Татьяна Войнова живет в селе Вороново Кожевниковского района. Семья «сбежала» из города ради дочери и сына в 2019 году: с мужем Русланом решили, что детям на свежем воздухе будет лучше. Купили участок 40 соток с помощью материнского капитала.
По словам Татьяны, почти сразу почувствовали себя уютно: «Будто бы мы были изначально деревенскими, но застрявшими в городе».
Конечно, определенные сложности с хозяйством возникали, но с помощью Ютуба их удалось решить довольно быстро. Семье поначалу приходилось «гуглить», как облегчить земледелие, ухаживать за курицами и козами.
Татьяна Войнова — художник, окончила Кемеровское художественное училище, институт искусств и культуры в ТГУ. Первое время преподавала рисование в кожевниковской школе, параллельно делала на заказ портреты и шаржи. Последние несколько лет Татьяна занимается мезенской росписью.
— В деревне люди отличаются от городских: проще, душевнее, прекраснее за счет этой простоты. Они что видят — то говорят. Был забор старый, а я взяла и нарисовала на нем птиц, уточек мезенских, спиральки. Местные жители, когда первое время ходили мимо нашего дома, думали, что это за пентаграммы… Пока людям не объяснишь, им кажется, что это что-то страшное, непонятное. Когда начинаешь объяснять, что это все наше, родное, — отношение меняется.
Кроме забора, Татьяна расписала в своем доме и печь. В будущем планирует украсить росписью весь дом.
Для справки: Мезенская (палащельская) роспись — русский народный промысел, появившийся в начале XIX века на реке Мезень в Архангельской губернии. Крестьяне расписывали деревянные предметы домашней утвари: прялки, ковши, коробы, сундуки. Традиционно роспись выполняли в два цвета – красный и черный. Главными символами росписи были кони, олени, рыбы и птицы.
Интеграция в современность
По словам Татьяны Войновой, мезенская роспись выступает в роли оберега, и каждый символ в ней наполнен определенным смыслом. Так, красный конь — символ солнца, жизни, сезонов и времен года, птицы — небесные защитники, духи рода, а рыбы – подземный мир, мир умерших. Каждый из этих миров занимает на панно определенное место: птиц располагают сверху, рыб — снизу, коней и оленей — в середине панно.
Свои панно Татьяна пытается «осовременить»: кроме традиционных красного и черного в ее работах можно увидеть зеленый и синий. Некоторым заказчикам не нравятся традиционные цвета росписи, но нравится при этом орнамент.
— Художники создают что-то новое — изобретают велосипед, который уже создан. Все, что они впитывают, все эти образы потом перевариваются, перевоплощаются во что-то новое. Все равно от истоков мы никуда не денемся.
Я посмотрела основу, изучила историю, но все равно мое личное немножечко в работах присутствует. Нельзя сказать, что это чисто мезенская роспись <…> Я стараюсь прошлое интегрировать в настоящее.
Художница не верит, что мезенскую роспись забудут. По словам мастерицы, сегодня в России много мастеров, культурологов, интересующихся стариной, музеев, которые занимаются возрождением древних ремесел.
Рождение мира
Роспись начинается с подготовки панно. Татьяна с мужем покупают мебельные щиты в строймагазине, муж вырезает панно и шлифует. После этого Татьяна выбирает сторону, которую будет расписывать.
Сначала Татьяна наносит узоры карандашом — после уже красит. Традиционно в росписи пользовались натуральными красителями — сажей и охрой. Татьяна же работает акриловыми красками.
По словам Татьяны, акрил терпимее к ошибкам, если что-то не нравится – зачищает панно наждачной бумагой и рисует заново.
Любую роспись Татьяна начинает с солярного знака посередине: «Я на данном этапе хочу начинать только с солнца. Возможно, через год-два ко мне придет другое желание, мироощущение».
Дальше мастерица уходит от центра к краям. В этот раз Татьяна решила украсить панно мезенскими птицами в благодарность «предкам-защитникам».
Вдохновляют Татьяну и образы природы, которые она сама видела.
— Здесь у меня живут северные олени, — показывает Татьяна на панно. — Образ оленя в мезенской росписи — это образ матери, образ роженицы, также это образ жизни. Я увидела оленей, которые ходят по кругу, и никто не может объяснить почему. Некоторые считают, что они так защищают своих малышей. В центре панно — образ жизни, и оленихи в своем хороводе защищают ее.
По словам Татьяны, в мезенской росписи много импровизации — она не знает заранее, как будет выглядеть роспись, какие символы она изобразит следующими.
«Вроде простые символы, из которых рождается один сложный смысл»
Красота и оберег
С Музеем славянской мифологии Татьяна Войнова и ее муж Руслан начали сотрудничать еще в 2015 году — делали расписные пряники на продажу и проводили в музее мастер-классы.
Сейчас в магазине музея продаются мезенские панно Татьяны. Делает мастерица роспись и на заказ — чаще всего обращаются жители городов (Томск, Санкт-Петербург, Новосибирск), но бывает и жители деревни.
По словам Татьяны, мужчины часто покупают панно как красивый подарок, женщины — как оберег.
— Ко мне обратилась заказчица — сказала, у нее в жизни все плохо, любви нет, денег нет, счастья: «Хочу оберег, чтобы помогал». Я создавала ей оберег с этим посылом, вкладывала в него душу, вкладывала эти мысли…
Татьяна после общалась с заказчицей: оберег ей очень понравился. Женщина поставила его на видное место: «Говорит, что приходит домой с работы, и он ее радует — появляются силы».
По словам Татьяны, на ее ремесло пандемия практически не повлияла, наоборот — обращаться к ней стали чаще. Помогла пандемия ей и как художнику:
— Многие говорят, что пандемия сыграла на том, что люди больше углубились в себя, обратили взор на внутренние ресурсы, семью. А то мы все постоянно бежим-бежим, что-то должны успеть, а пандемия немного это притормозила.
«Художник — такое сложное существо»
Татьяна признается, что не понимает, как можно работать по графику. Сама мастерица не берется за роспись без вдохновения. В среднем на одно панно уходит около недели, бывает месяц.
— Начинаю работать — в этот момент меня стараются не трогать. Ты когда уходишь в это – не слышишь ничего вокруг. Как будто напрямую соединяешься с космосом: где-то вне времени и пространства, находишься в творческом порыве, в состоянии дзэна, эйфории.
По словам Татьяны, она сама сталкивалась с мезенской росписью еще в годы учебы в художественном училище, но не обращала на нее внимание. Впервые заинтересовалась, когда попала в Музей славянской мифологии: «Она просто откликнулась у меня в душе… этот красный, четкий черный. Как-то запульсировало, и поэтому я углубилась в познание этого искусства».
— Через роспись идет переосмысление жизни. Она спасает от депрессии, спасает от уныния. Она помогает тебе жить, и иногда такое ощущение, что ты через эту роспись решаешь какие-то проблемы. Сначала это был просто интерес познания, потом это перешло в какую-то философию жизни. Она очень сильно влияет на твой мир, когда ты туда погружаешься – начинаешь мыслить по-другому. Мне кажется, что через эту роспись я стала добрее, терпимее, пришло какое-то принятие ситуации, принятие людей.
Дети Татьяны сегодня тоже проявляют интерес к творчеству. Пятилетняя дочка рисует различных кукол, принцесс, персонажей. Семилетний сын с синдромом Ангельмана (редкое генетическое заболевание) занимается интуитивной живописью.
Татьяна создала сайт с работами сына, где их можно купить: деньги идут на реабилитацию, покупку материалов для творчества и помощь благотворительному фонду «Синдром Ангела». В будущем художница хочет проводить выставки работ детей с этим заболеванием.
Также в планах проводить мастер-классы по мезенской росписи для детей в Томске и Кожевниковском Доме культуры:
«Дети как губки впитывают. Если ты на раннем этапе вкладываешь в них искусство — ребенок не сможет вырасти плохим человеком».