Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. Внимание, спойлеры!
Те, кто активно наблюдает за популярным кино и гик-культурой в целом, наверняка слышали про такой проект Спилберга, как «Первому игроку приготовиться», фильм, который стал отличным фан-сервисом, но ужасным кино. В нем главные герои жили в мире, где активную часть жизни занимает популярная по всему миру безумно реалистичная видеоигра, вокруг которой и строилось все повествование. И вот, помнив об этом не совсем приятном киноопыте, в Голливуде анонсируют фильм, действие которого также будет развиваться в компьютерной игре, а главную роль на себя берет звезда «Дэдпула» Райан Рейнольдс. Скепсис и недоверие сменились на отличные отзывы и неплохую кассу. Так чем же смог подкупить фильм и почему он — это нечто большее, чем простое развлекательное кино? Обо всем по порядку.
В центре сюжета герой по имени Парень. Он — NPC, то есть тот персонаж видеоигры, за которого никто не может играть, заранее прописанный образ со своим набором сценариев, действий и слов. Иными словами, самая настоящая марионетка в глазах разработчиков и игроков. И вот в один день он будто пробуждается ото сна и начинает по-настоящему жить, обращая на себя внимание в реальном мире, ведь его популярность растет из того, что он не является сторонником бессмысленного насилия, а предпочитает заниматься исключительно хорошими делами. А ведь ими, как завещала Шапокляк, прославиться нельзя. Однако Парень показывает, что еще как можно. И вот он становится доказательством того, что злобный директор компании-разработчика украл у двух гениальных программистов исходный код их игры, встроив в свой простенький, но популярный онлайн-шутер. Так что Парню приходится помогать живым людям в том, чтобы раскрыть злобные планы владельца компании.
И уже примерно на этом уровне можно сказать, что, в общем-то, это не самое простое кино про пострелушки и экшн, как могло показаться на первый взгляд. Действительно, креативная завязка и история подкрепляются нетривиальными сюжетными ходами и решениями, в которых отлично исследуется виртуальное пространство, а также поднимаются крайне важные в современном мире вопросы о гуманизме, бессмысленности ультранасилия и, разумеется, этики искусственного интеллекта. Все это вминает в кресло во время просмотра ничем не хуже, чем какой-нибудь залихватский блокбастер от Marvel, потому что никто не ждет каких-то особых глубин от летнего фильма про видеоигру. А они там очень даже есть.
В первую очередь красной линией сквозь все повествование идет мысль о том, что вседозволенность геймеров в играх, бесконечные пытки, издевательства и убийства NPC — это, вообще-то, не так уж и круто. Никто не задумывается о более созидательных концепциях игрового мира, и уж точно никто не переносит свои гуманистические воззрения в видеоигры, позволяя страдать ни в чем неповинным NPC. Разумеется, это все отражение аристотелевского «золотого правила нравственности», где каждое такое действие против игровых персонажей направленно на реальных людей и наше к ним отношение. Если мы позволяем себе ударить персонажа в игре, так что же нас держит в реальном мире? Не стоит ли нам относиться даже к вымышленным персонажам как к живым?
Второй опорой в этом рассуждении, разумеется, стал этический вопрос о создании искусственного интеллекта. И не в контексте «о нет, мы играем в Бога», а с точки зрения «если мы смогли создать искусственную жизнь, то давайте ее сберегать». Вам там как? Еще помните, что говорим о летнем боевике про компьютерные игры?
И в этом весь фильм, его приятно смотреть с перспективы обычного зрителя, который пришел развлечься, и его не менее приятно смотреть, если начинаешь копать вглубь. Что делает «Главного героя» чем-то большим, чем просто фильмом про компьютерные игры. К слову о них. Пожалуй, это можно внести в один из минусов картины: здесь огромное количество стереотипов о том, как ведут себя геймеры, кем являются в реальной жизни и прочее. Если в онлайн-мире есть самый крутой и профессиональный герой, то он обязательно окажется каким-то маменькиным сынком, который в жизни совсем не такой крутой и целостный. Но это уже давно не так, потому что индустрия виртуальных развлечений вышла из андерграунда и стала такой же нишей, как кино и театр, поэтому показывать таких персонажей — это моветон.
Ну и пара вопросов к визуальному отображению. Здесь, по большей части, нет нарисованных 3D-моделей, то есть игроки внутри Free City, а так называется игра, выглядят как живые люди, но играют они при этом с помощью мышки, клавиатуры и геймпада, что не позволяет им быть такими же мобильными, как в «Первому игроку приготовиться», где для этого были придуманы специальные костюмы. Поэтому вера в происходящее на экране немного рушится, и вовлечение зрителя тоже понижается. Но это и не настолько критично.
По итогу получается фильм, на которой можно смело идти и получать истинное удовольствие. Авторы постарались угодить всем: фанатам игр, любителям гик-культуры и просто ребятам, которые любят в кино глубину и дополнительные смыслы. В этом отношении «Главный герой» — это беспроигрышный вариант и действительно отличное кино.