Мастерская стекла двух творцов в Томске работает уже 11 лет. Ольга Урусова и Ольга Князева изготавливают из стекла статуэтки, магниты, часы, картины, зеркала, серьги, кулоны и посуду. О процессе создания изделий и как научить мастерству других — в нашем видео.
Работают мастерицы в технике «фьюзинг». Художницы выкладывают узор разноцветными стеклышками, а затем запекают в печи. От классического витража фьюзинг отличает отсутствие металла: стеклышки соединяются под воздействием высокой температуры.
Мягкое стекло
Стекло для фьюзинга специальное — тоньше обычного, легче, с другой текстурой. По словам Ольги Князевой, таким стеклом гораздо труднее порезаться: «Оно более мягкое. У него край не такой острый».
Несмотря на «мягкость» стекла, мастерицы работают в защитных очках. И порезы периодически все-таки бывают.
Стекла для фьюзинга в мастерскую приходят по размеру почти как оконные. Несмотря на то, что стекла для фьюзинга разных цветов, в работе все равно приходится пользоваться витражными контурами и красками.
Мастерицы вырезают крупные «детали» с помощью стеклорезов, мелкие стеклышки откусывают с помощью специальных щипцов. Обрезки стекла сортируют по цвету и складывают в банки. «Пилой» (станок для резки стекла) вырезают сложные формы, разные завитушки.
После того как изделие «собрали», его отправляют в муфельную печь. Приблизительная температура — 800 °C. Важно, чтобы нагревалась и остывала печь постепенно. Во время общения мастерицы изготавливали тарелку с видом сверху на Томскую область — «с лесами, болотами, речками». Сейчас мастерицы готовятся к открытию выставки в Музее славянской мифологии.
Ольга Князева начала вырезать круглую заготовку для будущей тарелки стеклорезом. «Когда ты сам это делаешь, звук не бесит», — улыбнулась она.
«Оставил нам женщину»
По словам Ольги Урусовой, применение классического витража — интерьер, а фьюзинг больше тяготеет к сувенирной продукции. Самые популярные изделия — кулоны, броши и статуэтки. Изделия мастерской заказывают томичи, жители Москвы, Санкт-Петербурга и США. Делают в мастерской и корпоративные заказы.
Чаще всего в мастерскую обращаются девушки, покупают сувениры. Мужчины приходят реже и с какими-то сложными в плане конструкций изделиями. Недавно мастерицы делали плафоны для метрового светильника в виде сот.
— В Томске много коллекционеров, — рассказывает Ольга Князева. — Есть заказчики, которые коллекционируют наши стеклянные магниты по годам: год кошки, год тигра, год кролика…
«Есть люди, которые влюблены в стекло»
Когда ты заходишь в мастерскую, с этажерки на тебя смотрит портрет девушки.
— Это еще один интересный заказ, — рассказывает Ольга Урусова. — Мужчина заказал портрет своей возлюбленной, оплатил его, но забирать не стал. Видимо расстались… Он теперь стоит у нас как образец, люди иногда по нему заказывают свои портреты.
В мастерской проводят мастер-классы для взрослых и детей: делают тарелки, фигурки, броши, кулоны, магниты.
— Можно сделать мастер-классы, где мы со всей семьей сделаем одно большое блюдо, — рассказывает Ольга Урусова. — Дни рождения — тоже очень популярная тема последние года полтора. Когда гостей приводят на что-то необычное, сделать какую-то фигурку из стекла, а потом у каждого останется свое изделие, которое он сделал своими руками и которое осталось в памяти.
Больше — в нашем подкасте:
До пандемии крупными статьями дохода были продажи на выставках и ярмарках, мастер-классы. В этом году мастерицы были на одной ярмарке в Новосибирске, в прошлом — в Новосибирске и в Иркутске.
Раньше свои изделия продавали на ярмарках и в Москве, ездили по другим городам России. Выставки мастерицы проводят несколько раз в год: в Музее славянской мифологии, художественном музее, Доме искусств.
Во время пандемии пришлось больше «выходить» в Интернет и продавать изделия на маркетплейсах и через сайт.
Из Кошице в Томск
Оли познакомились во время учебы в университете. В ТПУ обучались по специальности «технология художественной обработки материалов». Мастериц учили работать с глиной, металлом и деревом — «со всеми материалами, кроме стекла».
— Параллельно с учебой я работала в мастерской у своей тети, она была художником по керамике и стеклу, — рассказывает Ольга Урусова. — <…> Несколько раз ездила по обмену на учебу в Чехию. И там знакомилась с различными художниками по стеклу, там эта сфера больше развита. Когда окончила университет, поставила цель — пойти работать в мастерскую.
По словам Ольги, тяга к работе со стеклом у нее с детства: художественным стеклом занимается тетя, многие другие члены семьи работают со стеклом промышленным. Именно у тети Ольга научилась фьюзингу: проходила практику в ее мастерской. Первыми изделиями была серия картин с символами огня.
После университета Ольга Урусова устроилась в мастерскую по стеклу в словацком городе Кошице. Мастерская специализировалась на предметах интерьера — посуде, картинах. По словам мастерицы, там рынок другой: в России люди склоны покупать сувенирную продукцию и что-то небольшое, там — крупные изделия.
Проработала в мастерской чуть меньше года: из-за кризиса 2008 года фирма решила «свернуть» производство. После возвращения в Томск Ольга Урусова предложила своей подруге открыть собственную мастерскую. В то время она работала дизайнером мебели. В итоге — защитили бизнес-план в центре занятости и арендовали помещение (десять квадратов) в здании бывшего кинотеатра.
«Ты ни о чем не думаешь, кроме осколочков»
— Мне очень нравится, что тут нужна и физическая сила, не просто рисуешь, — рассказывает Ольга Урусова. — Тут смесь: надо придумывать, быть с фантазией и обладать силой. Когда ты сделаешь красивое изделие, из печи достаешь: «Нифига себе, такую красоту оказывается можно сделать из стекла!..»
Мастерицы работают по сменам. Ольга Князева — с утра, Ольга Урусова — с обеда. Приезжать в мастерскую приходится рано утром, нужно включить печь, она долго разогревается до нужной температуры.
— Что касается стекла, мы делаем одно и то же, — рассказывает Ольга Князева. — Но так как мы еще и подруги, у нас бывает распределение обязанностей на интуитивном уровне. Я знаю, что Оля любит делать, а она знает, что лучше получается у меня. Кто-то вырезает мелкие детали, кто-то основные, а потом вместе это соединяем и складываем. Общение с заказчиками — это все у нас Оля. Если спорные моменты — у нее очень хорошо получается их решать, договориться.
«Сам творческий процесс, медитация (когда ты выкладываешь много мелких стеклышек) — это очень интересно».
Стеклом сейчас интересуются и дети мастериц. Ольга Урусова часто берет семилетнего сына на работу. Некоторые изделия, сделанные сыном, уже можно приобрести.
По словам мастериц, во фьюзинге изделия разных авторов сильно отличаются друг от друга.
— Мы были в Москве на выставке, там было много фьюзинга, были какие-то похожие очень изделия, но стиль у всех был свой, работы были абсолютно разными по форме, ассортименту, — рассказывает Ольга Князева. — То, что в одной технологии изделия могут так сильно отличаться, — в этом есть преимущество. Когда к тебе приходят не потому, что ты мастер по стеклу, а потому что ты делаешь свое стекло узнаваемым, делаешь авторское стекло.