Узоры павлопосадских платков, завесы царских врат, церковные ризы создавались в давние времена без специальных принт-машин. Это — работа рук. Раньше с помощью самодельного трафарета, воска, печатной доски «отбивали» рисунок на ткани и создавали узоры изделий. Предположительно искусство набойки «приехало» к нам из Индии и Китая, однако в 60-х с развитием индустриализации в России почти исчезло. И все же популярность хэнд-мэйда в 21 веке и актуальность «штучного» продукта вдохновляет местных кудесников. Сегодня — о мастерах ручной набойки в тексте, видео и подкасте.
Дизайнеры ткани
Мастерская сестер Ольги Опенышевой и Анастасии Поликановой открылась в 2015 году. Сегодняшние крафтовые предпринимательницы ушли в декрет с разницей в два года и занялись рукоделием.
Анастасия — дизайнер интерьеров, Ольга — художник, помогает сестре с чертежами и расписывает стены. Вместе занимаются ручной набойкой.
— Мы пошли в декрет, и захотелось чего-то еще, — вспоминает Анастасия. — Занимались вышивкой, вязали, делали подвески, а потом начали больше уходить в набойку. Я вырезала какого-то кита из пенопласта — это был первый рисунок, который мы напечатали.
Другим принтом кудесниц стала обычная керамическая плитка – работали с отделкой, понравился узор. Сейчас сестры специализируются на домашнем текстиле: делают скатерти, салфетки, полотенца, наволочки, фартуки, шоперы.
— Рисунок наносится в стиле верховой набойки, — рассказывает Ольга. — Это техника нанесения рисунка с помощью штампов, краска вбивается в ткань. Штампы бывают деревянные, из линолеума, из разного материала. Мы работаем в основном с деревом.
Изготовлением штампов кудесницы не занимаются — заказывают готовые, а эскизы для них делают сами. Рисунки могут быть разные: папоротники, листья, шишки, птицы…
Мастерицы сейчас не знают, сколько у них штампов в коллекции, но подруга, которая часто следит за их работой, постоянно удивляется — видит новые: «Мы постоянно их покупаем, уже сами не замечаем, что новое, что старое».
Краски на штампы наносят с помощью губок. Затем штампы прислоняют к ткани, бьют по ним резиновым молотком или рукой — рисунок остается. Первый раз рисунок наносят на обрезки ткани — он получается бледным, нужно дать штампу впитать в себя краску.
— Все изделия делаем из натурального льна, — рассказывает Анастасия Поликанова. — Сами кроим ткань, печатаем на ней рисунки, комбинируем их и потом отшиваем.
Раньше работали с хлопком, но оказалось, что лен для набойки подходит лучше всего. По словам Анастасии, в старину для набойки использовали именно этот материал.
На изделие у сестер уходит три дня. Ткань стирается, гладится и кроится. После чего сестры приступают к печати. Когда все принты готовы, ждут сутки, чтобы краска высохла, гладят изделие и отшивают.
По словам мастериц, краска на изделие держится хорошо. Но многое зависит от цвета. Так, большинство изделий рекомендуют стирать при температуре 30°, изумрудный цвет хорошо держится и при 60°.
Ощущение красоты
Готовые изделия сестры продают на ярмарках, в Интернете и в томских магазинах и даже в музее.
Продают свой текстиль сестры и за рубеж — выставляют работы на онлайн-платформу Etsy, которая специализируется на изделиях ручной работы и старинных вещах.
— Когда печатаешь с помощью компьютера на ткани, картинка получается одинаковая, вылизано-гладкая, — рассказывает Ольга.— А когда ты делаешь набойку, даже если напечатаешь две салфетки одними штампами, они у тебя не получатся одинаковыми. Каждый раз, когда ты наносишь штамп на ткань, получается новый рисунок. Краска ложится неравномерно, рисунок получается живым, дышащим.
Кому интересен ручной труд, кто его ценит, тот приходит и восхищается, покупает. Для кого-то это важно: человек сам не делает, но смотрит на это, чувствует вдохновение, ощущает красоту.
У кудесниц есть свои сезонные коллекции. Каждый год они их дорабатывают, добавляют в них что-то новое. В летней коллекции преобладают светлые тона (салатовый, белый), в зимней — более яркие цвета.
Сестры много экспериментируют с цветом — позволяет художественное образование. Готовые акриловые краски смешивают, ищут новые оттенки.
Слушать подкаст:
— Бывает, заказывают листочек, но просят сделать его вообще в другом цвете, — рассказывает Анастасия. — Думаешь сначала: а чем прошлый цвет не устроил… А в итоге, когда напечатаешь, — такая красота получается… Часто потом принт с таким цветом входит в наши коллекции, мы его оставляем. Вдохновляют нас сами клиенты своими заказами.
По словам Анастасии, несмотря на то, что ремесло древнее, сейчас оно заново возрождается. В Томске ручной набойкой занимается не так много людей; в Москве, Санкт-Петербурге — множество студий.
Сами сестры хотят популяризировать ремесло: проводили мастер-классы в Музее истории Томска, в школе поселка Самусь.
— Мы были в восторге, — вспоминает Анастасия Поликанова. – В местной школе просто все «вжух!», как муравьи налетели, мы вообще не успевали… Они сами разобрались, что им делать, — ничего объяснять не надо.
В планах сестер — освоить шелкографию, открыть собственную мастерскую и проводить мастер-классы чаще.
Вдохновение в природе
Работают сестры почти всегда вместе. Мастерской у них нет — собираются в родительском доме в поселке Самусь. Анастасия живет там же, в другом доме, а Ольга переехала в Северск. По словам Анастасии, очень удобно печатать вдвоем, когда в одном изделии несколько штампов.
Большой двухметровый стол, швейная машинка. Вокруг работающих сестер бегают дети. «Дети часто просят попечатать, — смеется Ольга. — У меня сын часто подбегает: «Можно я?» Я даю бумажку, а он обижается, что не разрешаю на изделии».
— Я очень люблю Самуськи, часто туда езжу, не могу долго в городе находиться, — рассказывает Ольга. — У нас очень красивый поселок, там два озера красивейших. Природа для нас — источник вдохновения. Мы часто ходим гулять по лесу, на озера.
Все свои работы сестры фотографируют и выкладывают в соцсети, ищут фон, занимаются сервировкой. Их изделия отлично сочетаются с деревенским пейзажем. По словам сестер, когда люди узнают, чем они занимаются, всегда относятся к этому с интересом.
— Это отдельная история, как мы ходим по поселку с кучей реквизита, ищем места, где бы сфотографировать изделие. Мне кажется, нас в поселке уже знают. Чтобы фартук сфотографировать, нашли забор, корзину, нарвали сирень. Сами хозяева вышли — им стало интересно.
Несмотря на то, что вдохновение сестры черпают в природе, некоторые тренды «подсматривают» в социальных сетях. Один из популярных принтов сегодня — папоротник.
От своей работы сестры почти никогда не устают.
— Часто, если масштабный заказ, думаешь: «Столько времени…», а приходишь, начинаешь и на одном дыхании все печатаешь, — рассказывает Ольга. — Даже не замечаешь, что прошло часа три. Когда начинаешь делать, отдаешься потоку творческому, расслабляешься, отдыхаешь. А потом, когда видишь результат, прям волна такая проходит: «Ничего себе! Это сделала я…»