Госуслуги в электронном виде стали в последние годы важной и неотъемлемой частью нашей жизни. Еще пару лет назад для оформления большинства документов нужно было обращаться в соответствующие инстанции. А сейчас их можно оформить прямо со смартфона или личного компьютера, зайдя на портал госуслуг или в мобильное приложение.
Большинство услуг переводятся в электронный формат для того, чтобы до минимума свести взаимодействие граждан с органами власти. Для привыкших решать все вопросы офлайн, работает и расширяет спектр услуг сеть МФЦ.
Послушать подкаст о популярности МФЦ и электронных услуг в регионе
В Томской области сейчас открыто 19 отделов МФЦ, 44 территориально обособленных структурных подразделения регионального МФЦ и 8 центров оказания услуг для бизнеса. По принципу «одного окна» там предоставляется почти 600 государственных и муниципальных услуг.
За шесть месяцев 2021 года в томские МФЦ обратилось около 15 тысяч человек.
Самый первый МФЦ в Томской области открылся в 2009 году в здании на Тверской,74. Работал он тогда по принципу «одной двери». Другими словами в одном помещении размещались специалисты различных ведомств – кадастровой палаты, Росреестра, налоговой службы и прочее. Каждая служба работала в своем режиме, и единственное удобство для населения заключалось в том, что все они находились в одном месте.
В рамках целого ряда выездных заседаний три года назад совет Думы изучал особенности работы МФЦ в муниципалитетах и территориально обособленных структурных подразделениях. Также парламентарии выявляли проблемные вопросы, которые можно было решить на законодательном уровне.
«Если говорить о цифровизации, то развитие МФЦ и обеспечение доступа к порталу госуслуг – это одно из ключевых направлений вовлечения населения в те возможности, которые предоставляет цифровая экономика. В Томской области есть свои особенности. В частности, территория в 316 тысяч квадратных километров сказывается на существовании серьезного цифрового неравенства», — подчеркнула спикер облдумы Оксана Козловская.
«К полностью электронному документообороту население уже готово, скорее, этот процесс тормозят госорганы, которые своими нормативами, инструкциями и прочим связаны как цепями. Этот вопрос и надо решать. Если для этого потребуется подкорректировать региональные законы, мы готовы это делать», — уверен председатель комитета по экономической политике Виктор Власов.
Изучала депутатская группа под руководством председателя комитета областного парламента по труду и социальной политике Леонида Глока и специфику оказания государственных и муниципальных услуг в мобильных офисах МФЦ (или территориально обособленных подразделениях).
«На таком специалисте огромная ответственность. Он обязан быть универсалом. Если в городе в какой-то непростой ситуации, допустим, в кадастровых вопросах, можно оперативно посоветоваться с кем-то, то здесь один человек должен быть компетентен во всем спектре предоставляемых услуг. Но при этом надо еще учитывать разъездной характер работы этих специалистов. Люди ездят за десятки километров. Это требует соответствующей оплаты. И, кроме этого, нельзя забывать о вопросах безопасности. Все специалисты – женщины, девушки. А среди посетителей могут оказаться и те, кто приходит специально, чтобы поскандалить. Или просто изначально негативно заряжены. И операторам приходится такие ситуации урегулировать. Качество предоставления государственных услуг – это показатель отношения власти к народу. И в этом смысле в малых населенных пунктах МФЦ — это лицо власти», — резюмировал Леонид Глок.
Спектр вопросов, которые сегодня решаются через многофункциональные центры, очень широк: от оформления недвижимости, регионального материнского капитала, различных документов, социальных выплат, лицензии на такси, постановки на учет по безработице, обращения с жалобами на незаконную торговлю алкоголем до подачи заявления на санаторно-курортное лечение детей, замену водительских прав, записи родственников в «Бессмертный полк» и даже вакцинации от гриппа и коронавируса.
В этом году очень востребованы новые услуги: регистрация автотранспортных средств (обратилось около 500 человек с начала года) и оформление биометрического загранпаспорта через цифровую «Криптобиокабину» (официальный запуск услуги состоялся в начале августа 2021 года).
Подробнее — в видеосюжете.
Два года назад отделы МФЦ Томска и Северска внедрили приложение для планшетов, которое предназначено для повседневного общения глухих и слышащих людей. В этом же году в МФЦ помогали жителям Томской области перейти на цифровое ТВ.
Во всех отделах многофункционального центра «Мои документы» можно получить копию технического паспорта или оценочную и учетно-техническую документацию на недвижимость, подать заявление на рассмотрение замечаний к промежуточным отчетным документам при определении кадастровой стоимости и подать обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
А с начала года отделы МФЦ Томска начали выдавать разрешения на сделки с имуществом несовершеннолетних.
С апреля этого года в региональном МФЦ «Мои документы» стал доступен прием документов по экстерриториальному принципу.
На интернет-сайте МФЦ, кстати, появились услуги онлайн просмотра стадии готовности документов и оценка загруженности отделов.
Уже месяц в отделах МФЦ можно подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения для участия в выборах депутатов Государственной Думы России и депутатов Законодательной Думы Томской области 19 сентября. При подаче заявления при себе необходимо иметь паспорт гражданина Российской Федерации либо временное удостоверение личности, выданное органом внутренних дел Российской Федерации на период замены паспорта.
Почти в 2,5 раза выросла в прошлом году посещаемость портала госуслуг и достигла 5 млн человек в день, отмечают эксперты.
Только за минувший год на портале появилось 40 новых сервисов, самый популярный — запись к врачу и выплаты на детей.
Уже сейчас через «Госуслуги» томичи могут получить информацию, где хранится их кредитная история, подать заявление на получение свидетельства о регистрации автотранспорта, записаться на диспансеризацию, оформить прописку, узнать о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде, поменять паспорт в 20 и 45 лет, получить справку об отсутствии судимости, проголосовать за объекты благоустройства, узнать о положенных льготах, получить компенсацию за лекарства и многое другое.
Областные депутаты проблемы и перспективы предоставления государственных электронных услуг отслеживают и обсуждают в рамках двух комиссий — контрольной и по вопросам местного самоуправления.
Сегодня более половины населения региона пользуется механизмом получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В числе основных проблем реализации законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в органах местного самоуправления называют отсутствие в отдаленных сельских поселениях устойчивой интернет-связи, что препятствует подключению муниципалитетов к модулю системы межведомственного взаимодействия.
Еще одна проблема: компьютерной грамотностью владеют менее 20 % пенсионеров. И депутаты настаивают на том, что население необходимо учить более активно.
В течение 2020 года на портал «Госуслуги» поступило 2 млн 384 тысячи заявлений от жителей Томской области — это на 600 тысяч обращений больше, чем в предыдущем 2019-м.
Самые популярные услуги в электронном виде у жителей региона — в нашей инфографике.
Для получения услуг на портале от заявителя требуется минимальное количество справок: все ключевые информационные системы интегрированы между собой, а также работает система межведомственного электронного взаимодействия. Через нее за прошлый год обработано 800 тысяч электронных запросов.
Как отмечают эксперты, уровень удовлетворенности томичей качеством государственных и муниципальных услуг достиг 94,7 %.