Вы уже знакомы с героями нашего проекта «Мой первый миллион: секреты Сибири». Это цикл материалов о томичах, которые каким-то образом получили миллион и смогли его реализовать. Меня зовут Катя, я беседовала с каждым из героев и по итогу выделила несколько общих принципов, которых придерживались ребята. Да, ситуации и сферы работы у всех разные — тем интереснее их похожести замечать.
О примере родителей и выборе сферы
Спешу расстроить: среди наших «миллионеров» нет ни одного наследника богатых родителей. Большая часть – из простых семей, но с парочкой предпринимателей в родословной. И главное, что побудило самих героев работать на себя, – это пример родителей, бабушек и дедушек, которые смогли начать свой бизнес в 20-м веке. И, кстати, входить в бизнес можно в абсолютно в любом возрасте. Среди наших героев самому молодому — 15 лет.
Выбор сферы деятельности герои делали из разных установок. Часть отталкивалась от своего образования, как земский доктор, грантрайтер или директор частного музея. Кто-то решился превратить хобби в работу, например, в производство ростовых кукол или в технологию для выращивания клубники. А кто-то просто решил зайти в бизнес и просто взяться за сферу, которая заинтересует и где уже удалось поработать.
Не все миллионеры нашего проекта – бизнесмены. Во-первых, многие проводят черту между бизнесом и предпринимательством, причисляя себя ко второй категории. Во-вторых, были примеры, когда миллион удавалось получить на свою работу и поддержку от государства: с помощью программы «Земский доктор», также в виде грантов для реализации проектов.
От нуля и ниже: совместные вложения, кредиты и деньги из бюджета
Первый вопрос, который возникал в диалоге с героями: откуда взяли миллион? На начальном этапе перед открытием бизнеса этого миллиона не было почти ни у кого. Вариант: накопить часть суммы и найти друга, который согласится разделить с вами дело, присмотреться к франшизам, продаже недорогого готового бизнеса. А вот о кредитах предприниматели отзываются неоднозначно, хотя почти каждый обращался с этим вопросом в банк. Если есть возможность – ищите инвестора или партнера. У части героев миллион потребовался далеко не сразу: в некоторых сферах производство или оказание услуги требует гораздо меньших затрат на начальном этапе, так что крупные суммы потребуются, только если арендовать или выкупать помещение, брать на работу нескольких сотрудников или закупать крутое оборудование.
Важная тема – бюджетные деньги. В нашем проекте нам удалось поговорить с двумя героями, миллион которых полностью сложился из таких средств. Первое – государственные программы поддержки специалистов – «Земский доктор», «Земский учитель» и другие. Сразу оговоримся: тем, кто хочет делать бизнес на селе, лучше присмотреться к другим вариантам, так как программы потребуют полной занятости на вашем целевом месте в течение нескольких лет. Однако это хорошая возможность получить жилье в деревне сразу после окончания вуза. Второй путь, которым шли в том числе и предприниматели, – гранты разных уровней на проекты. Их можно получить как для социальных инициатив, так и для развития бизнеса, так как вы даете людям рабочие места и развиваете экономику.
Как работать: начать с найма, вести учет денег и вовремя масштабироваться
От «работы на дядю» герои проекта абсолютно не отговаривают, даже если в душе вы прирожденный бизнесмен. Напротив, рекомендуют пойти в найм на некоторое время, и желательно в ту сферу, где вы после хотели бы развиваться. Так получится узнать все процессы изнутри.
Для учета денег практически все предприниматели как один рекомендовали Excel, Google-таблицы и формы, облачные сервисы и банковские приложения. Во многих сферах сейчас не обойтись без специальных кассовых аппаратов, 1С, SRM и других программ учета. А вот работу с налогами лучше отдать бухгалтеру на аутсорсе.
Важным моментом для тех, кто хочет делать бизнес или брать грант ,станет юридический статус. Для производства некоторых товаров или оказания услуг вам может быть достаточно быть самозанятым. Создавать ИП имеет смысл, когда уже заключаете серьезные договоры. А вот для работы в медицинской сфере, помимо оформленного юрлица, нужна будет лицензия. Отдельная история с грантами: в некоторых конкурсах выиграть его на социальный проект могут только зарегистрированные НКО.
Главные траты в первое время у вас могут быть на оборудование, аренду, если работать из дома нет возможности, закупку материалов и оплату работы ваших сотрудников, если вы организуете работу бизнеса, а не делаете что-то самостоятельно. Найм сотрудников и аренда – это точки роста, после которых будет необходимо научиться делегировать задачи.
По разным сферам: какие трудности вас ждут
Помимо общих правил и ошибок, в каждой из сфер есть свои особенности и трудности. Так, в общепите уже привычный вопрос – поиск поставщиков качественной продукции. Но есть и более серьезная проблема: нехватка работников. Томские заведения уже обозначали, что им нужны пекари, повара, кондитеры, бариста, официанты, однако престиж такой работы значительно упал. Как отметили предприниматели Антон Шупрута и Богдан Правосуд, сфера общепита постепенно трансформируется: заведения выбирают все более интересные решения и в подаче, и в дизайне. Кроме качества блюд кофейни и рестораны повышают уровень обслуживания, чтобы становиться пространствами для отдыха и общения.
Тем, кто хочет пойти в культуру, нужно готовиться к серьезным трудностям: сфера окупает себя, пожалуй, дольше, чем все остальные, а по затратам (если, например, это коллекции экспонатов) может превышать даже несколько миллионов за одну штуку.
Сфера услуг в Томской области развивается – и здесь нужно занять свою нишу. Наши герои, Антон и Настя, смогли соединить медицину, спа, а также уйти в социальный уклон и дать рабочие места инвалидам. Кстати, для подобных инициатив государство выделяет квоты на зарплаты и обустройство специализированных рабочих мест, об этом вам расскажут в департаменте труда и занятости. Как поделилась Кристина, у нее тоже есть сотрудница с особенностями здоровья.
А вот в торговлю одеждой нужно будет заходить уже на пресыщенный рынок. Например, в Томске очень много шоурумов, так популярных в последнее время. Конкуренция здесь очень жесткая, на рынке есть игроки уже со сформированной аудиторией. Один из вариантов, которыми с нами поделились владельцы шоурума Валентин и Марина, – присмотреться к франшизам.
Другая история с грантами: с ними имели дело трое наших героев. Так, Валерий и Оксана смогли получить грант на открытие своего детского города профессий, Кирилл Орлов – на развитие клубничных теплиц, а Мария Мальцева – на социальные проекты для себя и для других. Получить грант можно, по сути, практически на любую стоящую идею, однако здесь готовьтесь к огромному количеству документов, отчетностей. А также к тому, что эти деньги гораздо сложнее получить, чем, скажем, кредит. И кроме того, быть готовым к тому, что грант не сможет покрыть все затраты, особенно в сельском хозяйстве. К нему придется добавить и свои вложения.
А это – те ошибки, от которых будущих предпринимателей уберегли наши герои:
НЕТ: арендовать большой офис в самом начале карьеры предпринимателя.
ДА: попробовать с работы из дома, если возможно, найти небольшое помещение, учитывать его проходимость и вашу сферу работы.
НЕТ: делать постоянно все самостоятельно, контролировать работу сотрудников и исправлять за ними ошибки.
ДА: разделить обязанности и научиться делегировать. Также подобрать хорошую команду: для этого может потребоваться не один десяток собеседований.
НЕТ: открывшись, сразу нанять штатного бухгалтера и не фиксировать нигде ваши денежные поступления и клиентов.
ДА: Бухгалтер на аутсорсе для работы с налогами, облачные сервисы и банковские приложения для учета денег и обязательно клиентов.
НЕТ: писать грант без подготовки и хорошо проработанной идеи, полагаться только на эти средства.
ДА: посмотреть проекты разных грантовых конкурсов, писать о своей работе в соцсетях, быть готовым вложиться дополнительно, завести карту с кешбэком для гранта.
Свои люди: о партнерах и команде
HR даже у начинающих предпринимателей играет одну из важных ролей. Это может быть подбор мастеров, которые будут производить товар или оказывать услугу (на ощупь, Кристина Байдали), в этом случае вы сможете взять на себя организационные моменты. При покупке готового бизнеса к вам в руки может попасть уже сработавшаяся команда (Богдан). Будьте готовы к многочисленным собеседованиям. Также часто в бизнес входит семья. Это может быть семейное дело, которое вы продолжаете, либо партнерство. Важно соблюдать субординацию на работе и четко распределять обязанности.
Кстати, небольшой совет для тех, кто думает, открыть личный или партнерский бизнес: понять, какой ты игрок. Индивидуалистам лучше взять ответственность полностью на себя и выбрать сферу, где возможно быть единственным соучредителем. Для тех, кто любит разделять ответственность, идеально подойдет партнерский бизнес.
Личные принципы: приметы, кумиры и жизнь
То, что заметила я, – особый склад ума наших героев. Каждый из них – это активный человек, который не боится ответственности, ошибок и риска. Они часто включены в работу 24/7. Кроме того, некоторые – молодые родители, которым удается совмещать работу и семью.
Этими принципами можно вооружиться на пути к своему первому миллиону:
ДА: быть включенным в дело 24/7, знать, что ты получишь столько, сколько вложишь сил.
ДА: вкладывать выручку в дело, чтобы видеть, как оно растет.
ДА: уважать конкурентов и воспринимать их как поле для роста.
ДА: не бояться быть родителями, это возможно совмещать с работой. Мотивирует расставить приоритеты и отсечь ненужное.
ДА: быть готовым поначалу делать любую работу самостоятельно.
ДА: развиваться и учиться постоянно, общаться с другими людьми своей сферы.