Продолжаем рассказывать истории о томичах, которые создают своими руками удивительные вещи. Все выпуски проекта можно найти тут. А сегодня — история Зои Баскончиной.
Зоя делает изделия из прутьев и бересты: корзины, вазы, шкатулки, туеса, бижутерию. Мастерица в работе сохраняет традиции народов Севера: кору с прутьев не снимает, использует только натуральные материалы и все делает вручную.
— Мы не занимаемся штамповкой, не занимаемся теми вещами, которые требуют большой технической обработки, связанной с лаками, красками, с перекисью водорода, поскольку это не применялось у народов Севера. Взяли бересту — в первозданном виде пытаемся сохранить в изделии. Если мы делаем шахматную доску, то подбираем светлую и темную бересту.
Бересту мастерица обрабатывает растительным маслом, прутья — морилкой на водной основе, лак использует редко.
По словам Зои, сейчас набирает популярность плетение из бумажной лозы: «Можно было бы, конечно, крутить из бумаги, но такого кайфа нет».
На крыше дома была вяленая рыба «на пожевать»
Зоя Баскончина — наполовину селькупка, уроженка села Напас Каргасокского района. Школу окончила в селе Иванкино, затем поступила на историко-филологический факультет ТГУ: увлеклась археологией и этнографией.
Часть сведений о ремеслах коренных народов Севера собирала, общаясь с носителями языка, другую — в описаниях путешественников, которые посещали Сибирь в XVI-XIX веках.
Много воспоминаний о быте коренных народов у Зои связано с детством. Вспоминает, как ходила по лесу в специальных кожаных чунях, носила носки, вязанные из конского волоса на одной игле, вместе с отцом ходила на рыбалку на обласке (лодка коренных народов Сибири, похожа на каяк. — Прим. ред.).
— На крыше дома всегда висела связка сушеной, вяленой рыбы, — вспоминает Зоя Баскончина. — В любое время суток можно было залезть на крышу и пожевать.
Зоя Баскончина — главная ремесленница Ассоциации народов Севера «Ильсат». В переводе с селькупского — «душа». В ассоциации проводят различные мастер-классы, экскурсии, обучают селькупскому языку.
— Мы изучаем селькупский язык, поем песни. Я уже сама три-четыре песни сочинила на селькупском.
Плантации прутьев по всей Томской области
По словам Зои, прут и береста, как правая и левая рука: «Есть материал — работаем по лозе. Береста может полежать, с ней ничего не сделается».
Главное в лозоплетении и в работе с берестой — материал. Зоя Баскончина заготавливает его вместе с другими мастерами. Бересту собирает в Колпашевском районе — есть договоренность с лесничеством. По словам мастера, в покупной бересте много брака.
Ивовые прутья Зоя Баскончина срезает в Томском районе. На одну корзину уходит около 300 штук.
— Корзины мы плетем из прута, который произрастает по берегам рек, озер, под высоковольтками. Мы не наносим никакого вреда, потому что под высоковольтными проводами электрики делают вырубки. И как только они сделали вырубку, на следующий год мы можем спокойно туда идти — получаются готовые плантации (в своей работе мастер использует только однолетние прутья. — Прим. ред.). Мы их заготавливаем на зиму. Как только листики опали — прутик готов.
Томская область — практически памятник природы тальника. В Томской области насчитывается более 150 видов ивы: американская, козья, пурпурная, верба, лоза, карагач, то есть названий очень много. Но в основном мы определяемся по цвету. Красный прутик — это краснотал, зеленый — зеленотал, желтый — желтотал.
Не все прутья подходят для работы. Если у прутика большая сердцевина — он будет ломким. Также нежелательно использовать прутья с отростками, веточками — сломаются именно в этом месте.
— Сегодня, когда плетутся корзины, прутик вываривается и очищается. В основном эта технологическая обработка характерна для южных районов страны. А коренные народы Севера приносили прутик из леса и сразу же плели, не очищали, не варили, использовали природный окрас прутика, подбирали цветовую гамму.
Как делают сплетения?
Изделие из прутьев начинается со дна (крестовины), затем устанавливают «стоячки», которые оплетают прутьями. На одно изделие уходит минимум три часа. Во время работы мастер старается не слушать музыку — часто думает о следующих изделиях, решает «производственные задачи».
По словам мастера, одно из самых сложных изделий из прутьев — рыболовецкая морда (ловушка, состоящая из двух вставленных друг в друга конусов), на создание морды может уйти несколько дней.
Зоя рассказывает, что существуют разные техники лозоплетения: вьетнамская, таиландская, казахстанская: «Если мы делаем крестовины на наших изделиях — вьетнамцы делают плетенку. Потому что у нас объемные прутики, а у них более тонкие».
— Если мы хотим сделать что-то из бересты, сначала делаем эскизы, выкройки. Сделали выкройку самой тарелки, выкройку дна, а затем делаем дырочки и прошиваем саргой… Сарга — тоненькая береста, которая служит нитками.
Готовые изделия Зоя Баскончина продает на ярмарках, но основной заработок — заказы. Сейчас в «Ильсат» планируют сделать свой интернет-магазин. Недавно продавать изделия ездили в торговый центр «Лето».
Чаще всего покупают предметы быта: тарелки, хлебницы, сухарницы, чесночницы. Берут и сувенирную продукцию: лапти, берестяных кукол, плетеных животных. Среди молодежи популярностью пользуются различные домики и лежаки для кошек и собак. Когда начинается охота — заказывают переносные корзины для уток-приманок.
Зоя Баскончина экспериментирует с цветами, подбирает различные их сочетания.
— Вдохновляет какой-то креатив. Мне хочется, чтобы изделие сохраняло традиции народов Севера, но я изготавливаю и более изящные вещи, которые отходят от традиций и служат подарками.
Недавно мастерица решила делать «модные» женские сумочки для выхода на улицу или в театр.
Зачем едят лапти?
Во время интервью Зоя Баскончина проводила мастер-класс по лозоплетению: вместе с ученицами делала лотки для коробейников, в которых на ярмарках носят готовые изделия.
Сейчас лозоплетению обучаются преподаватели Томского лесотехнического техникума — в будущем году там планируют вводить новую специальность.
— У нас в техникуме хотят обучать лозоплетению, и меня отправили на обучение, это очень интересно, — рассказывает 22-летний педагог деревообработки Диана Кудлик. — Первый раз попробовала — было как-то страшно, что не получится, не выйдет, но потом стало интересно, как это все выплетается. Когда я подарила первую корзинку бабушке, ей она очень понравилась, мне стало еще интересней.
Чаще всего на занятия по лозоплетению ходят пенсионеры. По словам Зои Баскончиной, работа с прутьями помогает при заболеваниях суставов, артрите и артрозе. Некоторые из учеников сейчас работают в «Ильсат» вместе с Зоей.
На мастер-классы в «Ильсат» приходят и студенты, много иностранцев — ассоциация сотрудничает с томскими вузами.
— Экскурсии проходят на трех языках, — смеется Зоя Баскончина, — английском, селькупском и русском.
Обучать лозоплетению и бересте Зоя Баскончина начала еще в 2005 году — центры занятости отправляли к ней безработных.
— Более 100 человек в разных поселках Томской области прошли обучение. В том числе в Могочинском поселении, там монастырь есть, обучала местных жителей в течение трех месяцев. Проходили обучение желающие безработные граждане, в том числе и монахини. Сегодня в Могочине существует ИП, продающее изделия из прутика.
Сама Зоя Баскончина научилась лозоплетению, когда работала психологом в Тогурском детском доме.
— Обучалась вместе с детьми. К нам пришел мастер по работе с прутиком. И у ребят было желание плести, но они ставили условие — я приду на кружок, чтобы сразу сплел, вынес изделие, продал и купил конфеты. Мы серьезно занимались этим. Сейчас выпускники Тогурского дома владеют этой технологией — для кого-то это подарочный вариант промысла, а для кого-то — специальность.
Я помню первый лапоть, который сплела из бересты, первое кашпо из прутика. Оно, кстати, до сих пор у меня — цветок в нем стоит. А вообще, есть традиция: первые изделия, которые изготавливаете из бересты, нужно сжечь, запечь в пирожок и скушать.
По словам мастера, это делается, чтобы ты «прикипел к ремеслу». Зоя Баскончина признается, что свой первый лапоть тогда так и не съела, но ремесло бросать не планирует.