Актуальное

Отчет перед народом

17:32 / 25.11.09
11850

Компаний, сохранивших в финансовый кризис социальные обязательства перед сотрудниками, становится меньше.

Мы в социальных сетях:

 

Отчет перед народомФинансовый кризис, разразившийся в конце прошлого года и уверенно продолжающийся все первое полугодие 2009 года, заставил бизнес сократить свои издержки. Изменения расходов коснулись в первую очередь непрофильных направлений деятельности, рекламы и стартующих проектов.

 

Одновременно с этим кризис ввел бизнес в искушение невыполнения своих обязательств перед работниками. Едва сформировавшаяся в течение последних пяти лет социальная ответственность бизнеса подверглась серьезному тесту на выживаемость. Те же немногие компании, которые по-прежнему работают в этом направлении, успешно осваивают практику нефинансовой отчетности.

Эффект от составления нефинансовой (в том числе социальной) отчетности двоякий. Большая часть российских компаний представляет общественности соцотчет из экономических соображений: в нем поднимается вопрос нематериальной составляющей стоимости бизнеса. Другая часть компаний видит главную цель социальной отчетности в формировании выгодного имиджа и как следствие – в повышении лояльности целевой аудитории, которая велика: от акционеров  и клиентов до представителей бизнеса, гражданского общества, государственной власти и профсоюзов.

Само явление социальной отчетности появилось относительно недавно – около двадцати лет назад (для сравнения финансовые отчеты насчитывают полуторавековую историю). Стимулом для возникновения послужили громкие корпоративные скандалы компаний с мировым именем в 90-ые; они заставили крупный бизнес задуматься о том, как преподнести общественности итоги своей деятельности в лучшем свете.

Сегодня, говоря о социальной – или нефинансовой – отчетности, аналитики имеют в виду отчеты компаний, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели.

Такая информация публична, является внутренней аналитикой деятельности компаний и, по сути, все больше используется как инструмент совершенствования планирования и управления. Одновременно соцотчет может служить инструментом повышения прозрачности деятельности компании, улучшения диалога с социальными партнерами.

За рубежом социальная отчетность – уже давно норма, в России же это все еще экзотика. Первый социальный отчет в 2002 году выпустила British American Tobacco (BAT). За семь лет цифра изменилась – сначала выросла, затем сократилась. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей по состоянию на 16 ноября 2009 г. в Национальный Регистр внесены нефинансовые отчеты 74 компаний, зарегистрировано 196 отчетов, выпущенных в период, начиная с 2000 г. В их число входят  33 экологических отчета, 115 социальных отчетов и 48 отчетов в области устойчивого развития.

Социальную отчетность за 2008 год представили только 14 российских компаний.

По отраслям лидерами стали финансовые и страховые компании (ОАО «Альфа-банк», ЗАО КБ «ФИА-БАНК», ОАО КБ «Солидарность», ФК «УРАЛСИБ», Акционерная финансовая корпорация «Система», ОАО «Банк ВТБ»). Из промышленных предприятий социальные отчеты представили: «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», Союз российских пивоваров, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «СИБУР-Холдинг».

Самая распространенная форма социальной отчетности – свободная, большинство компаний в России выпускают красочные буклеты об охране труда, благотворительных программах, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Отчет перед народомПодобный социальный отчет на днях презентовал в Томске ОАО «СИБУР-Холдинг».

Начиная с 2006 года «СИБУР» ежегодно представляет общественности консолидированные социальные показатели. С социальным отчетом за 2008 год выступили генеральный директор ООО «Томскнефтехим» Игорь Климов (ООО «Томскнефтехим» входит в структуру ОАО «СИБУР-Холдинга»), руководитель Управления по работе с регионами Департамента корпоративных коммуникаций СИБУР Олег Твердохлеб и главный эксперт Управления по внутрикорпоративным коммуникациям Татьяна Дрейлинг.

По словам представителей компании, холдинг не изменил социальную политику, несмотря на кризис.

— В этом году за первое полугодие 2009 года на социальные проекты «Томскнефтехим» потратил почти 38 млн. рублей, – озвучил цифры генеральный директор «Томскнефтехима» Игорь Климов. – Это материальная помощь по коллективному договору, добровольное медицинское страхование, культурные и спортивные мероприятия. Кризис хоть и повлиял на наше предприятие, но оно осталось социально направленным.

Руководство СИБУРа определило ключевой ценностью холдинга кадровый ресурс предприятий. Важный финансовый индикатор – фонд оплаты труда. В Томской области ряд крупных предприятий в период кризиса либо сократили зарплату, либо были вынуждены отправить людей в отпуск. «Томскнефтехим» не сократил зарплату по сравнению с уровнем 2008 года, не было задержки выплат ни в премиальной части, ни в основной части заработного фонда.

— Кризис серьезно затронул российскую нефтехимию в целом и СИБУР в частности, – сказал Олег Твердохлеб, руководитель Управления по работе с регионами (СИБУР). – В этих условиях самое главное то, что холдинг не допустил остановки заводов и сокращения сотрудников, и не снизили свои социальные обязательства перед нашими работниками. Одним из показателей того, что СИБУР выстоял в финансовый кризис, является то, что мы продолжаем выпускать социальную отчетность, хотя многие крупные компании в разгар кризиса прекратили это, чтобы лишний раз не говорить на такие печальные темы.

Еще пару лет назад прогнозы аналитиков прочили рост количества компаний, готовящих социальную отчетность. Однако уже в этом году число компаний, предоставивших соцотчеты, сократилось с двадцати (2007 г.) до четырнадцати (2008 г).

Подходит к концу 2009 год, впереди – период подготовки всех форм отчетности, и очевидно, что в России представленных социальных отчетов едва ли будет больше десятка.

Редакция новостей tomsk.ru
Фото: torbik.com.ua