Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предложила Роспотребнадзору кратно увеличить штрафы авиаперевозчиков, представителей сферы торговли и промышленных производителей за обман граждан и навязывание дополнительных услуг. Речь идет о статьях главы 14 КоАП, в которых перечислено несколько пунктов: обман, оказание недобросовестных услуг, их навязывание и так далее.
Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин привел в пример авиаперевозчиков. Граждане приобретают возвратные билеты, но не всегда могут их сдать и получить назад свои деньги, потому что компании жестко регламентируют этот процесс, ограничивая время возврата.
На заседании консультационного совета глава Роспотребнадзора Анна Попова согласилась с необходимостью повышать штрафы, но не уточнила, как именно, сообщают «Известия». Ее поддержали далеко не все эксперты.
Зампредседателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов считает, что повышение штрафов приведет к разорению компаний.
«Нельзя говорить о том, что уже предусмотренные законом административные штрафы — номинальные. Например, санкции за введение потребителей в заблуждение относительно свойств или качеств товара (работы, услуги) составляют до 500 тыс. рублей, это серьезно. Также надо учитывать, что в ходе пандемии COVID-19 многие организации и ИП понесли колоссальные убытки. Введение таких ужесточений, как оборотные штрафы, приведет к разорению предпринимателей», — считает юрист.
Бесполезная идея
Мы поинтересовались у томичей, как они оценивают такое предложение общественников.
«Навязывают свои услуги как раз предприятия из других сфер. Банковские услуги в моем личном топе навязчивости и надоедливости, даже бесцеремонности, я бы так сказала. Потом идут предложения косметических услуг. Третья категория навязчивых предложений — сфера образования», — поделилась Людмила.
«На самом деле, я не до конца понял эту инициативу. Кому идет этот штраф после обмана покупателя? Если в руки обманутому, то логично, это хорошее решение. А если деньги будут уходить в бюджет, то я не вижу смысла в таком изменении. В таком случае перевозчики и производители просто увеличат цены на свои услуги и пострадают обычные смертные», — считает Михаил.
«Навязывать услуги — это, безусловно, плохо, но обычно людей никто не заставляет приобретать те или иные дополнительные опции. Если вам пытаются навязать то, что вам не нужно помимо основной услуги или покупки, то просто откажитесь. Штрафовать при этом собственников и владельцев бизнеса — это глупо», — убежден Вячеслав.
«Может, в других странах такие меры бы и сработали, но мы живем в России. Даже с новыми запретами бизнес найдет лазейку, как обеспечить себе наибольшую выручку, и увеличение штрафов окажется бессмысленным», — уверена Татьяна.