Дореволюционная Сибирь славилась своими мастерами, и Томск был одним из крупнейших ремесленных центров. В XIX веке ремеслами занималось больше 10% населения Томского уезда. Многие крестьяне переселялись в города, шли на мануфактуры. В советские годы ремесла потеряли свое значение — на смену пришли заводы.
Tomsk.ru в десяти выпусках проекта TomskCraft расскажет про уникальных сибирских ремесленников, которые продолжают творить искусство в наши дни. У нас вы сможете прочитать их истории, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть их работу на видео.
Лофт на реке
Евгений Добротворский делает мебель из железа и дерева в стиле лофт для магазинов, кафе, музеев, шоурумов. Берется и за частные заказы. Работает в гараже на берегу реки Ушайки в Томске. В свободное время катается на велосипеде и лонгборде, мопеде-стритфайтере, рисует «фаст-арт».
Началось все в 2014 году — в жизнь Евгения пришел экономический кризис и «кризис 33-летнего возраста».
— Я долгое время был руководителем одной из организаций. И меня за пять лет съела бюрократия. Она меня истощала, я чувствовал, что моя работа — она пустая. Утром — отчет, в обед — отчет, вечером — отчет. Меня истощало, что у меня жизнь проходит, а после меня ничего не остается.
Сам себе стал задавать вопросы, искать смысл в работе, хотелось быть полезным. Помню, сидел в кафе, поднял голову и увидел, что там не горят четыре лампочки. Я тогда осознал, что в городе 1000 предпринимателей, которые работают, но не держат завхозов. Тогда создал сервисную компанию. Изначально работал с организациями, потом и с физлицами. Я получал удовольствие от этой работы: ты приходишь, общаешься и чувствуешь, что ты нужен.
В это же время Евгений увлекся и лофтом: «Я увидел видеоролик, который меня впечатлил. Мужчина встал, выпил кофе, сел на свой мотоцикл, купил какие-то тросы буксировочные, заказал металл, брезент, а потом что-то делал… И тут камера назад отъезжает — а там крутой диван».
Евгений начал сохранять картинки мебели в стиле лофт. С образованием автомеханика освоить новое ремесло оказалось просто. Изначально делал мебель для себя, а в 2018 году открыл собственную мастерскую.
Магия огня: из коровы в быка
— Когда ты начинаешь варить, твой мозг настолько сосредотачивается, что отключаются все мыслительные процессы другие. Ты погружаешься в магию огня. Ты должен видеть дугу, расплавленный металл, ты понимаешь, что все этого горячее, ты осторожен. Мозг в это время отдыхает от бытовых, житейских вопросов.
Металл – главная специализация мастерской. Деревянные «запчасти» Евгений заказывает «полуфабрикатами», после обрабатывает, шлифует, красит и лакирует.
Основные изделия в мастерской — столы, стулья, стеллажи, перегородки, зеркала и гардины в стиле лофт. Были у Евгения и особые заказы: велопарковка в кулайском стиле для краеведческого музея; бык для местной бургерной: раньше он был коровой.
— Бычок с историей. Он изначально был для другого проекта, а потом мы его реанимировали и сделали арт-объект для городского фестиваля Street Vision 2018 года. Там корова была на самом деле. Мы нарисовали на ней много татуировок, и это был ребус — «татуированная телка», такая шуточная инсталляция. В итоге народу понравилось, она у нас долго возле цеха стояла. Потом пришла идея, предложили ее бургерной. Они сказали, что корова — не то, нужен бык. Мы чуть-чуть переделали.
По словам Евгения, такие инсталляции — нераскрытый потенциал мастерской. Подобное заказывают редко. Тем не менее от стандартных заказов мастер тоже получает удовольствие.
— Я для себя давно еще понял, что есть специальности виртуальные – они полезные, нужные, но продукт в них нельзя потрогать: бухгалтерия, юриспруденция и так далее. А мне доставляет удовольствие материальное, когда есть продукт. В своей работе я это нашел. Мне приятно, когда я иду по городу и вижу: в магазине наше оборудование стоит, там, там… Я чувствую себя местным и нужным городу.
Расширяться Евгений пока не планирует. В мастерской с ним работает один помощник. Про его студию люди чаще всего узнают от других клиентов или находят профиль в Instagram.
— Есть такой документальный фильм – «Мечты Дзиро о суши». В Токио есть небольшой ресторанчик в метро, который делает суши, без собственного туалета, но у них три звезды Мишлен. Это говорит о том, что там нереально вкусно — не еда, а искусство. Руководитель ресторанчика дедушка Дзиро, ему 90 лет, рассказывает, что давным-давно понял, что ему нравится делать суши и он больше не рассматривает себя ни в чем. Он решил стать лучшим поваром суши. Для меня то же самое: мы занимаемся сваркой, мне хочется развиваться, совершенствоваться, делать качественный продукт.
По словам Евгения, для работы в небольшом городе важна репутация: «Мы ориентированы на клиента, признаем свои ошибки, если их совершаем — переделываем, предлагаем какую-то компенсацию».
В мастерской много изделий в стиле лофт. Большинство из них с мелкими недочетам. Например, зеркало в мастерской появилось после того, как искра от сварки оставила на нем маленький след, — заказчику сделали новое.
Сейчас Евгений хочет освоить стиль индастриал, где используются более сложные конструкции, чем в лофте. По словам мастера, индастриал уже напоминает архитектуру. Также была идея начать делать лофтовые диваны, но до сих пор не получается договориться со швейными мастерами.
«Девушки варят лучше»
В мастерской не только изготавливают мебель, но и проводят мастер-классы.
— Мы с товарищем общались и поняли, что для девушек много в городе мастер-классов: можно и рисовать, и лепить. А для парней мало, почти нет. Пришла идея сделать мастер-класс, на который люди могут прийти и сварить себе столик. Мы мастер-класс назвали «Сам себя стол». В итоге на мастер-класс пришли три девушки и один парень. Эта тенденция долго продолжалась — оказалось, девушкам это интереснее, чем парням.
Мастер-класс для двоих идет девять часов, после — люди уносят с собой готовый столик.
— Сначала ставится точка, потом вторая точка, — показывает Евгений процесс сварки. — Точка ставится одну секунду. Часто люди делают «пшик», а это очень мало… Я говорю тогда: попробуйте две секунды. Они все равно делают «пшик». Потом предлагаю попробовать пять секунд, и они такую «лепеху» наделают… Нет промежутка. Я потом вспомнил фильм «Теория большого взрыва». Там мужик мерил длительность объятий тем, сколько раз он повторит слово «Миссисипи». В итоге, когда два раза люди «Миссисипи» проговаривают — получается точка, которая нужна.
Часто в мастерскую приходят парами. Оказалось, что девушкам не только интереснее сварка, но и варить у них получается лучше, чем у парней.
— Долго думал, почему лучше получается у девушек, и понял, что дело в мелкой моторике — они себе ресницы красят, а мужчины «поквадратнее», что ли… Они варят чуть-чуть хуже. Я уже начала предупреждать, что девочки варят лучше, чтобы не расстраивались. Видно, что мужчины стараются, но у девушек все равно лучше получается.
По словам Евгения, часто звонят жены, которые хотят подарить мужьям сертификаты на мастер-класс. Спрашивают, сможет ли мужчина потом сварить на даче скамейку. Так пришла идея нового мастер-класса – «Сварщик бытового назначения».
— Мужчины тоже бывают разные. У нас есть несколько сертификатов, которые были куплены, подарены, но к нам никто так и не пришел.
Аудитория мастер-классов разная: часто в мастерскую приходят программисты.
— Они работают целыми днями, но их продукт виртуальный. А тут они приходят, делают что-то руками и видят натуральный продукт, которым они будут пользоваться, и получают от этого удовольствие.
Периодически в мастерской на Ушайке проходят различные вечеринки, мероприятия. Из самых крупных — презентация издательства, семинар Мурашов-центра, посвященный сохранению исторического наследия. На семинаре выступал джазовый музыкант — по словам Евгения, в интерьере мастерской это смотрелось круто.
Дать предметам новую жизнь
Евгений занимается творчеством: в мастерской на стенах висит множество нарисованных им картин. Сам он называет их «фаст-артом».
— Началась моя творческая составляющая с участия на местном «Празднике топора» в 2014 году. Я сделал тогда скульптуру из бревен в виде сердца. Мне понравилась реакция людей: подходили, фотографировались. Я не считал себя творческим человеком на тот момент, а после скульптуры понял, что это классно, когда ты что-то творишь и людям это нравится. Я начал пробовать рисовать.
Воскресенский собор Евгений нарисовал ватными палочками, кота — ворсинками от щетки, лицо человека — палочками для суши.
— У меня была философия: не тратить деньги на новые материалы, давать предметам новую жизнь. Рисовал на упаковках из-под посылок, обрезках рекламы, полках от стеллажей. И цвета: какая краска была — тем я и рисовал.
Вот эта картина называется «Мартовский кот»: кисточки не было, несколько ворсинок от щетки отрезал и нарисовал кота. Пришла ко мне в гости художница, говорит, что это неправильный кот, нос получился слишком длинный. К слову, о непрофессионализме.
Мастерская Евгения — почти музей. Друзья и знакомые приносят ему ненужные предметы, некоторые находит сам. Так, старый кованый топор нашел на месте, где 200 лет назад была деревня. В коллекции у Евгения есть старинные монетки, документы, вывески.
На двери у мастера висит деревянная табличка «Зам. директора». В советские годы она висела на двери настоящего заместителя директора «1000 мелочей».
«А это — авоська моей неуклюжести. Все мои гаджеты, которые разбиты. Их еще больше было на самом деле. Они просто бьются».
— Вещи сами приходят. Сзади вас «Государственный акт на вечное пользование землей колхозами». Это оригинальный документ, он очень большой, 1960 года, я его случайно нашел. Я кое-что делал для кафешки в ДК ТЭМЗ, а в Советском Союзе там проходили массовые мероприятия, и там документ просто валялся никому ненужный. Спросил — разрешили взять.
В этом году Евгений Добротворский стал куратором уличных инсталляций Street Vision, занимается обработкой заявок. Сам планирует сделать инсталляцию для выставки.
«Я думаю, пока мы еще ничего не сделали достойного музея. Но мы обязательно сделаем то, что простоит триста лет и попадет в музей».
Нас удивляют все герои проекта TomskCraft. Здесь можно посмотреть все выпуски и встретить новые материалы.