Источник фото: Tomsk.ru, видео: телеграм-канал Милый Томск
Авторские материалы

Известный томский врач-инфекционист 10 лет пытается вернуть свою квартиру. История Альбины Помогаевой

19:31 / 26.07.21
8503

Уже в декабре она может остаться без гроша

Мы в социальных сетях:

Заслуженный врач России, доктор медицинских наук томичка Альбина Помогаева обратилась с просьбой о помощи. Она хочет привлечь внимание к своей проблеме. Изначально ее история появилась в телеграм-канале «Милый Томск». По словам пенсионерки, более 10 лет она не может вернуть свою квартиру, в строительство которой вложилась в 2008 году. Помогаева живет со своей дочерью Валентиной, называет себя бомжом и с 2011 года пытается добиться возбуждения уголовного дела. Женщина убеждена, что ее квартиру украли. Tomsk.ru решил найти подробности этой истории и разобраться, как же вышло, что заслуженный врач России осталась без жилья. 

Как «закалялся» дом по Дальне-Ключевской, 5  

Альбина Петровна захотела сменить старую квартиру на новую в 2008 году. Было принято решение купить жилье в строящемся доме по улице Дальне-Ключевской, 5. Договор купли-продажи был заключен с компанией «Азбука окон», которая занималась остеклением дома.

Отметим, что строительство многоквартирника вело ООО «Риф», а генподрядчиком выступало ОАО «СПМК Томская». Как же вышло, что Альбина Помогаева купила квартиру у компании, которая всего лишь вставляла в доме окна и не являлась застройщиком? Рассказываем. 

Как пояснила сама Альбина Помогаева, «Азбука окон» получила несколько квартир в доме в счет оплаты проведенных работ. Именно у этой фирмы заслуженный врач купила жилье и получила договор уступки права требования на квартиру. 

В 2010 году компания, которая занималась строительством дома, начала банкротиться, и многоквартирник стал проблемным. Жильцы не могли получить свои квартиры, хотя дом был почти готов — примерно на 95%. В многоквартирнике не были подведены коммуникации и не завершились отделочные работы. В 2011 году дольщики решили создать ЖСК (Жилищно-строительный кооператив), чтобы закончить возведение дома и поселиться в нем. Для завершения строительства собственники собирали определенную сумму денег. 

«Когда мне предложили отдать 62 тысячи рублей, я поинтересовалась, на что пойдут деньги. Нам ничего не ответили, не показали ни одной бумаги, а деньги собирали под подпись в тетрадь», — рассказывает Альбина Петровна. 

Вернула и опять потеряла

Получить право собственности у Альбины Помогаевой также не получилось. В Росреестре с нее требовали справки, которых, по ее словам, у нее быть не могло. Также у нее накопились долги за коммуналку, но Альбина Петровна не хотела отдавать деньги из-за того, что  квартира  не была у нее в собственности. 

«Когда мы покупали квартиру, до нас еще был заключен договор. В этом документе говорится, что все, кто заранее оплатил стоимость квартир в этом доме, никому ничего не должны. Этот договор был заключен между организациями», — пояснила Помогаева.

В 2015 году квартиру Альбины Петровны без ее ведома продали. С этого года Помогаева начала писать иски в суд, она хотела вернуть свою жилплощадь. До 2018 года судьи возвращали заявления и не рассматривали дело. По словам Помогаевой, так происходило из-за того, что у них был плохой юрист, который составлял эти иски. После смены специалиста, в 2018 году, Ленинский районный суд частично удовлетворил иск Помогаевой. По решению суда, новый хозяин квартиры должен был освободить жилплощадь в течение пяти дней.

В свою очередь, после апелляции Томский областной суд отменил решение районного. Ответчиками по этому делу выступали все, кто хоть как-то был «связан» с квартирой: ЖСК, «СПМК Томская», Росреестр, «Азбука окон» и новый хозяин квартиры. 

«Это все говорит о компетентности юриста. Он смял все в кучу. Потом нам уже объяснили, что нужно было судиться по частям. Мы были просто юридически не грамотны», — отмечает Помогаева.

Таким образом, с 2018 года Альбина Петровна обивает пороги разных инстанций, ходит на приемы к прокурорам, следователям и требует возбуждения уголовного дела. Однако, по словам Помогаевой, ей приходят только отписки. Все ссылаются на решение областного суда. 

Отметим, после решения судебной инстанции на имя Альбины Петровны ЖСК открыл счет у нотариуса на 2,6 млн рублей. Эту сумму Помогаева заплатила за квартиру в 2008 году. Но деньги заслуженный врач не планирует забирать. Она боится того, что на нее возбудят уголовное дело по статье «Незаконное обогащение». Деньги были переданы нотариусу в 2018 году, по закону, после трех лет они переходят в пользу РФ. Таким образом, 2,6 млн рублей, которые лежат на имя Альбины Петровны, «сгорят» уже в декабре этого года.

«Должно быть возбуждено два уголовных дела»

Первым осветил проблему Альбины Помогаевой создатель телеграм-канала «Милый Томск» Василий Шипилов. В разговоре с журналистом Tomsk.ru он рассказал, что после такой истории должно было быть возбуждено два уголовных дела по статьям «мошенничество» и «превышение должностных полномочий».

«Я думаю, что следствие должно определить, правомерны ли были действия к Альбине Петровне о лишении ее жилой площади за эту тысячу рублей с квадратного метра. На тот момент у нее уже была справка от внешнего управляющего, что она никому ничего не должна», — сказал Шипилов.

По мнению журналиста, у Помогаевой принципиальная позиция: деньги ей не нужны. На эти 2,6 млн она не сможет купить равноценную квартиру. Шипилов считает, что Альбине Петровне должны либо вернуть квартиру, либо сумму, которая соответствует стоимости такой же квартиры на сегодняшний момент.

«Ей нужна была только справка о выплате пая»

Мы также пообщались с ведущим экспертом Общероссийского народного фронта в сфере ЖКХ Владимиром Фурсиным. Он принимал участие в ряде заседаний по делу Альбины Помогаевой на другой стороне баррикад — представлял жилищный кооператив.

Передаем историю в пересказе Владимира Фурсина:

«Застройщик не закончил дом. Дольщики создали жилищно-строительный кооператив и общим собранием постановили собрать дополнительные деньги, чтобы достроить здание. Альбина Петровна решила, что вкладываться в достройку не будет, но квартиру ей должны предоставить без дополнительных взносов. Следовательно, все дольщики будут платить за нее. Дом достроили, ввели в эксплуатацию, данный человек не приезжал туда, не жил в квартире, ни за что не платил — ни за отопление, ни за содержание дома — хотя ей не раз предлагали оплатить хотя бы комуслуги. Образовался долг. Гасили его за счет взносов соседей. Альбина Помогаева не регистрировала эту квартиру, не платила за нее.

В определенный момент ее предупредили: либо пользуйтесь квартирой, либо ЖСК будет вынуждена продать ее. О продаже тоже предупредили, но реакции не последовало. Квартиру купили в черновой отделке, туда заехал новый собственник, сделал ремонт, и только после этого Альбина Петровна изъявила желание ей воспользоваться. ЖСК, в свою очередь, положил на депозит нотариуса деньги, которые женщина вложила в эту квартиру. Альбину Петровну уведомили, что она может их забрать. В декабре этого года выйдет срок хранения, и если она их не возьмет, средства отойдут в пользу Российской Федерации.

Женщина подала в суд. В иске было указано, что она хочет и забрать квартиру, и получить более чем на 3,5 миллиона рублей компенсаций и штрафов. В первой инстанции суд удовлетворил требования  частично — в компенсациях ей отказали. После апелляции суд Томской области отменил это решение, и квартира отошла кооперативу.  Человек остался без жилья из-за собственного бездействия, ведь пока квартиру не продали, достаточно было только оплатить пай и предоставить об этом справку».

Что дальше? 

Альбина Петровна и ее дочь не планируют сдаваться и хотят добиться возбуждения уголовного дела. Они уже написали обращения в Приемную Президента России, Следственный комитет.

Валентина Помогаева отстаивает права матери на одиночном пикете

Также в планах у Помогаевых обжаловать решение Томского областного суда в Верховном. Они знают, что в декабре этого года, деньги, которые находятся у нотариуса, «сгорят». Однако забирать их Помогаевы не намерены. 

Проблемный дом

Как уже отмечалось выше, дом был долгостроем. Чтобы заехать в собственные квартиры, дольщики создали жилищно-строительный кооператив. Позднее выяснилось, что застройщик выполнил работы некачественно. В 2019 году у кирпичной многоэтажки в центре Томска обрушился фасад. Взыскать с застройщика деньги было невозможно, поэтому жители обратились к властям. Они тогда признали угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

В 2019-м «Сибирская проектная компания» разработала проект на капитальный ремонт наружных торцевых стен с западной и южной стороны здания. В 2020 году подрядчик «Эксклюзив-Проект» приступил к работам и выяснил, что парапет на южной стене здания неустойчив, а качество кирпичной кладки парапета и всего здания в целом вызывает серьезное опасение.