Героями нашего проекта «Мой первый миллион: секреты Сибири» становятся не только предприниматели. В этом выпуске мы затронем тему грантов и поговорим с девушкой, которая выигрывала миллионы рублей на свои проекты и помогала выигрывать другим – Марией Мальцевой. Кому под силу выиграть грант, какие нюансы учесть и почему сейчас нужны грантрайтеры – в материале Tomsk.ru.
Могла стартовать как предприниматель – выбрала другое
Я училась в ТГУ на специальности «организация работы с молодежью», нас с первого курса обучали писать социальные проекты. Хотя свой путь в проектировании я начала еще в школе, в университете это обрело правильную форму.
Студенткой я участвовала в грантовых конкурсах как областного, так и федерального масштаба. И свой первый миллион суммарно получила в 21 год. Я выиграла сразу три гранта на реализацию моих проектов, которые были направлены на популяризацию донорства крови, на профориентацию детей из малых городов и сел, а также на развитие экспертного сообщества в России.
Самый большой грант, который выиграла для собственного проекта – 500 тысяч единовременно, а для НКО мы выигрывали и по 8 миллионов. Один из проектов реализует сейчас Томское отделение Русского географического общества. Для него получили поддержку Фонда президентских грантов.
Помимо того что пишу проекты, я также постоянный эксперт федеральных, областных и муниципальных грантовых конкурсов. За последние три года я оценила более 4 тысяч социальных инициатив, уже могу с первого взгляда заметить проекты, способные повышать качество жизни людей.
Один из социальных проектов, на который я получила грант, мог завести меня в бизнес: это проект по профориентации. В то время я как раз отучилась на карьерного консультанта, а полученные грантовые средства могли стать «первоначальным капиталом», с которым я могла бы двигаться дальше. Я успешно реализовала проект, был полный карт-бланш, чтобы стартовать как предприниматель. Но вовремя поняла, что это не моя история: кто-то должен зарабатывать деньги, а кто-то быть связующим звеном между государством, частными фондами и людьми.
Мария уже стала экспертом в написании грантов и учит этому других. Увидеть ее и понять, что грантрайтер – это не сказочный персонаж, а реальный специалист, можно в нашем ролике.
Подводные камни грантов: идеи, ответственность, отчеты
Грантовая деятельность очень нестабильна. Когда-то получается выиграть миллион, когда-то вообще ничего. Благо, в России достаточно большое количество конкурсов проектов проводятся в течение всего года.
Любой молодой человек от 18 до 35 лет может выиграть грант Федерального агентства по делам молодежи. Достаточно отвечать стандартным требованиям. Деньги на реализацию проекта приходят на личную карту человека. Однажды утром открываешь глаза, открываешь приложение – а там миллион. Сразу советую: заводите отдельную карту с кешбэком, чтобы там не было лишних средств и не было соблазна потратить их на свои нужды.
Выиграть грант – полбеды. Нужно реализовать и отчитаться. А форма отчета очень сложная – это бюджетные деньги, нужно четко понимать, когда пишешь грант, на что они пойдут. Иногда проще отказаться от каких-то услуг или товаров, потому что ты понимаешь, что отчитаться будет проблематично. Например, если оплата будет в долларах, ждите проблем с конвертацией. Лучше привлечь спонсорские деньги, чтобы потом не было проблем при отчете.
В некоторых конкурсах автор и команда проекта даже зарплату себе не могут заложить. Но тот опыт, который ты получаешь в рамках реализации проекта, дает тебе преимущество при трудоустройстве на работу или организации бизнеса. Многие предприниматели начинали с социальных проектов.
Деньги – не самоцель, а средство, которое приводит к классному продукту. Этот «миллион» отдавать не жалко. Ты какое-то время миллионер – у тебя есть деньги, хоть и не твои. Социальное проектирование потому и классное – ты видишь результат. Не была развита профориентация в деревне – ты сделал проект, привлек туда экспертов, а потом видишь, как ребята поступают в крупнейшие университеты, и понимаешь, что ты сделал.
Нужно быть готовым к тому, что ты можешь проигрывать, особенно в начале. И у меня бывают моменты, когда я опускаю руки. Это просто тяжелый путь, нужно набить много шишек. А еще нужно классно считать бюджет, быть готовым договариваться, быть и аналитиком, и маркетологом, и даже коучем.
С какой идеей можно выиграть грантовый конкурс?
Практически в каждом конкурсе прописаны направления, по которым можно подать проект. Найти их можно на сайтах или в положении. А вот, например, в конкурсе SIA (Social Impact Award) для социальных предпринимателей такие направления не обозначены, зато есть классная программа акселератора: у тебя есть наставник и образовательный блок, в рамках которого можешь доработать идею и начать продажи во время обучения. Потому и проекты очень разные – от детского бассейна для грудничков до инновационных протезов.
Существенным преимуществом для победы будет опыт – или в той деятельности, которую планируешь делать в рамках проекта, либо в реализации социальных проектов в других направлениях.
Очень важно быть представленным в соцсетях. Иногда экспертируешь проект, заходишь на страницу, а там тишина или абсолютно противоречащие посты тому, чему посвящен проект. Если знаете, что будете подавать проект на грантовый конкурс, – постарайтесь писать посты на эту тему.
Иногда к тебе приходит команда, которая заряжена и абсолютно уверена в успешности своей идеи, а ты понимаешь, что этот проект любят только эти люди и его нужно серьезно доработать. Они не успели пообщаться со своей целевой аудиторией, не понимают тренды, новые направления – делают проект для себя. Но грант выиграть, скорее всего, не смогут.
Кто уже знает, с какой идеей пойти на конкурс, точно оценит подкаст: Мария рассказывает, кто может выиграть гранты, как реализовать социальные проекты, на какие фонды смотреть и какие лайфхаки применять.
Материнство, тайм-менеджмент и мотивация выпускников: о личных интересах
Я всегда везде опаздываю: у меня двое детей. И даже если сильно заранее выезжаешь – все равно опоздаешь. Сейчас в нашу жизнь прочно вошел ZOOM – это сильно спасает: я недавно опаздывала на заседание комиссии, тогда просто зашла в «зум» и была с коллегами дистанционно.
Вообще, всё сложно совмещать с материнством. Есть секрет: хороший муж, это закрывает многие вопросы. Но иногда приходится от чего-то отказываться. Я не могу взять на аудит много заявок. С другой стороны, это повышает мою ценность: я выбираю только то, что мне интересно и важно.
Мы с командой сейчас делаем потрясающий проект. Я сама из Междуреченска, город прекрасный, но уровень образования, как и во многих городах, отдаленных от крупных университетов, там не сильно высокий. Очень хочется показать старшеклассникам огромный мир современных профессий и те горизонты, которые доступны для них: что есть креативные индустрии, айти, визуальные коммуникации, медиа – а не только заводы и промышленность.
Оформить идею в слова: новое направление для гуманитариев
Грантрайтер помогает писать и правильно упаковывать мысли людей, которые хотят делать добро за бюджетные деньги. В России пока эта профессия не распространена. Если вы забьете ее в хедхантере – скорее всего найдете только пару человек.
В рамках своей работы в университете я учу молодежь социальному проектированию и грантрайтингу. После они занимаются частной практикой или просто используют полученные знания в других областях.
Чем больше будет грантрайтеров – тем лучше будет система социального взаимодействия между НКО и фондами, тем лучше будут проекты и тем жизнь наша будет комфортнее. В этом плане я вообще не боюсь конкурентов, а создаю команду классных профессиональных ребят.
Грантрайтером могут быть те, у кого хорошо со знанием языка и проектами: историки, филологи, политологи, ОРМ-щики, социальные работники. Практически у всех них сейчас в учебных планах есть дисциплина, связанная с проектированием, но, к сожалению, никто не знает, что с этим делать дальше.
Во многом привлечением инвестиций, в том числе грантовых, занимается фандрайзер. Но он вмещает в себя намного больше функций. Грантрайтеры скорее копирайтеры, которые очень грамотно и вкусно могут упаковать текст для продажи инвестору, но что более важно – помочь авторам проектов посмотреть на свой проект под другим углом, сделать его лучше и эффективнее.