Сверхтонкая нить получена из никелида титана
Ученый Сергей Аникеев родился в семье потомственных врачей, в Бурятии. Его отец – хирург, мама — дерматолог, сестра – стоматолог, брат работает травматологом. Сергей же интересовался точными науками, но и совсем уходить из медицинской сферы тоже не хотел. Поэтому для обучения в университете выбор пал на направление «Медицинская физика». Новосибирский и Томский госуниверситеты имели необходимое направление для получения высшего образования. Его судьбу в какой-то мере решил случай: в Улан-Удэ приезжала выездная приемная комиссия Томского университета. С первого раза сдал необходимые экзамены для поступления на физический факультет ТГУ и поездку в Новосибирск отменил.
После поступления целенаправленно становиться ученым Сергей не собирался. Он мечтал заниматься решением прикладных задач в тесной связке с врачами и разрабатывать для них биосовместимые материалы для имплантологии. Как он это будет делать – совсем не представлял. Подводных камней в таком сотрудничестве оказалось много, но в итоге, разумеется, это не мешает пониманию, что ты действительно приносишь пользу.
«Научная школа, основанная Виктором Эдуардовичем Гюнтером, отличается успешным опытом сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными докторами. Защищено огромное число докторских и кандидатских диссертаций, разработано более 400 патентов. Результаты научной деятельности физиков-материаловедов конвертируются для создания новых медицинских технологий в челюстно-лицевой хирургии, онкологии, стоматологии и многих других направлениях медицинской практики», — объясняет физик.
О пути Сергея в науку и гениальной разработке рассказываем в подкасте:
Сергей признается: Виктор Эдуардович Гюнтер помог ему убедиться в правильности сделанного выбора при первой же встрече с ним — в конце второго курса на семинаре по выбору специальности. Он сумел заинтриговать его, так как, в отличие от представителей всех остальных направлений физфака, которые приглашали к себе для дальнейшего обучения, он был не многословен и посоветовал студентам не идти на «Медицинскую физику», а заниматься более интересными делами по другим специальностям.
«Деятельность научного сотрудника связана с максимальной свободой – это, с одной стороны, несомненное достоинство и привлекает молодых ученых, а с другой — это высокая ответственность. Виктор Эдуардович создал для нас такие условия, в которых каждый научный сотрудник чувствовал свободу и свою ответственность за взятое им направление – будь то образовательная работа со студентами, исследовательская работа или производственное направление. Для него всегда важен результат. А в какое время ты будешь над ним работать — твое личное дело. Еще он умеет поддерживать, направлять и никогда не ограничивал нас в выборе научных тематик. Если тебе это интересно, у тебя есть новые идеи и ты можешь достичь своей цели, то ты будешь заниматься этим. Ведь это твой выбор. Это тоже сыграло свою роль в моем решении стать ученым», — признается исследователь.
Сетчатые материалы из проволоки вполовину тоньше человеческого волоса
На счету Сергея около 10 патентов. Половина из них на тему разработки сверхтонких нитей из никелида титана (TiNi), а также устройств на их основе. Данный сплав известен с 1962 года после обнаружения у него эффекта памяти формы. С тех пор он является эталонным среди всех умных материалов благодаря широкому комплексу своих функциональных параметров.
Развитие прикладного направления физиков-материаловедов с ведущими докторами позволило найти ему новое применение в медицине. Вместе со своим научным руководителем Гюнтером В.Э. Сергей Аникеев разработал и запатентовал в том числе новый инкубатор, выполненный из тонких нитей никелида титана. Фактически он представляет собой текстильный/сетчатый инкубатор из проволоки вполовину тоньше человеческого волоса. Изготавливают его на специальной вязальной машине. Конструкция предназначена для замещения функций поврежденного травмой или заболеванием человеческого органа. Она гармонично деформируется с окружающими мягкими тканями и не травмирует их при непредвиденных механических нагрузках — например, ударах или падениях. С ней кровеносные сосуды восстанавливаются быстрее.
Еще уникальность разработки Сергея Аникеева в том, что он впервые получил сверхтонкую проволоку из никелида титана диаметром 40 микрометров (вполовину тоньше человеческого волоса). Разработка, защищенная патентом № 2502823 «Способ изготовления никелид-титановой проволоки», отмечена Золотой медалью на 42-й Женевской Международной выставке изобретений INVENTIONS GENEVA.
Испытали на крысах
Врачи испытывали новую сетчатую конструкцию при разработке технологии операции по удалению части легких (патент № 2743611 «Способ закрытия культи бронха»). Тестовые операции выполнены на легких крыс. При операции хирург формировал узел из сетчатого имплантата, часть органа отсекал, а новая ткань затем «проросла» сквозь проволоку, таким образом наблюдалось снижение вероятности послеоперационных осложнений.
«Сетчатой конструкции можно задать подобные свойства волоса или мышечной ткани. Если они не будут идентичны, то на границе имплантата и биологической ткани будут наблюдаться макроскопические смещения, и имплантат не приживется», — уточняет Сергей Аникеев.
Врач-офтальмолог Алексей Николаевич Стеблюк из Краснодара, сотрудничающий с институтом уже не один год, сверхтонкой проволокой диаметром 40 микрометров попробовал наложить шов во время операции на глазу кролика. Сформированный рубец на поверхности глаза сравнили с тем, что формируется после использования стандартной лавсановой нити. В итоге сформированный рубец на месте хирургического вмешательства имел полупрозрачную структуру и слабо отличался от окружающих тканей, чего нельзя было сказать о том, который был выполнен по стандартной методике.
Чем Россия лучше Южной Кореи
В 2017 году Сергей Аникеев в составе делегации Томского госуниверситета ездил на организованную НИИ медицинских материалов научную конференцию в Южную Корею. Тогда же ему поступило предложение начать совместную работу с корейскими партнерами. Сергей всерьез раздумывал над такой перспективой, но в итоге отказался: на момент предложения он еще не получил кандидатскую степень, а спустя год после защиты компания сфокусировалась на другом направлении работы.
«Конечно, первое впечатление было фееричное — чистая, высокотехнологичная страна. Корейская нация благодаря своему трудолюбию, знаниям и открытости построила то, к чему стремятся многие другие страны. Но у меня есть примеры, когда люди под действием яркого первого впечатления уезжали, но в итоге жизнь за границей оказывалась совсем не такой радужной, как представлялось вначале. Приходилось возвращаться обратно или отправляться в дальнейшие поиски. Мы с женой решили заниматься наукой в России, а нашему ребенку нужно общаться с бабушками и дедушками чаще, чем раз в год», — объясняет наш собеседник.
Кроме того, Сергей никогда не чувствовал себя обделенным ресурсами для исследований. Возможность реализации научных проектов в рамках поддержки Российским научным фондом (грант № 19-79-10045) и Советом по грантам Президента позволяет чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне, посещать различные конференции в России и за рубежом, заводить новые знакомства в научной среде и совместно работать над решением одних задач, но самое главное — проводить интересные исследования, которые направлены на разработку новых биосовместимых материалов на основе никелида титана для использования в имплантологии.