Наталья Гитлиц — актриса Томского ТЮЗа, получила профильное образование здесь же, в колледже социально-культурных технологий и инноваций, курс при Северском ТЮЗе, в котором и служила после окончания и до сих пор играет некоторые спектакли там. Получила два высших профильных образования в СПбГУКИ и НГТИ, но стала известна томскому зрителю только четыре года назад, перейдя в театр юного зрителя. Большое количество положительных отзывов, для многих присутствие Натальи в том или ином спектакле стало якорем для посещения постановки. Увидеть ее можно было в вербатиме «студенТЫ», в спектаклях «Чайка», «Портрет», «Победители», «Не от мира сего» и во многих других.
Tomsk.ru встретился с Натальей и поговорил о том, какие трудности могут испытывать актрисы театра, почему спектакли выглядят иначе изнутри и как быть с собственной ленью. Перед вами история одной профессии.
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО НЕТ ЛЕГКИХ ПРОФЕССИЙ. Важно, к чему лежит душа и к чему есть талант. Быть актрисой — сложно и интересно, но для меня быть адвокатом, например, гораздо сложнее. Я в той сфере, в которой мне хорошо и в которой что-то понимаю и умею, во всяком случае больше, чем в остальных.
САМОЕ НЕПРОСТОЕ В АКТЕРСТВЕ — СОХРАНИТЬ СВОЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ. У актеров очень эмоциональное восприятие всего. Лично я невротик-трудоголик, иногда сложно держать себя в спокойствии, но я учусь.
Я РАБОТАЮ И ЛЮБЛЮ ТРУДИТЬСЯ. Доказать свое право на профессию можно только на сцене, каждую новую роль надо делать честно и по-новому, без оглядки на былые заслуги. Мне нравится придумывать людей, это бывает удачно, бывает не очень, но это всегда поиск, открытия и работа над собой.
ПОХВАЛА — ЭТО ПРИЯТНО. Но театр — штука субъективная. Если сегодня ты получил положительный отзыв, то не факт, что в следующий раз ты получишь такой же. Так что выезжать на лаврах предыдущих работ — странно. Всегда нужно развиваться, нельзя останавливаться.
«ПОЙМАТЬ ЗВЕЗДУ» МОЖНО ГДЕ УГОДНО. Это не зависит от статуса театра. У каждого человека от успеха может сорвать крышу. Многие после какой-то роли ловили звезду. Как ее не поймать, когда ты сыграл главную роль в Гусенке? Естественно, теперь ты гений. В Северске, через год работы, с одногруппниками зазвездились. Получили по шее от мастера и пришли в себя.
КТО-ТО МОЖЕТ ИМЕТЬ СТАТУС НАРОДНОГО АРТИСТА, НО НЕ БОЛЕТЬ ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНЬЮ. А кто-то может отболеть этим на первом курсе института. А для кого-то это перманентное состояние. Все зависит только от человека и его характера.
АРТИСТ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ЛЕНИТЬСЯ И ТУПЕТЬ. Всегда нужно развиваться. Если ты останавливаешься в профессиональном развитии, то тут все кончается, можно стать скучным и одинаковым.
ЛЕНЬ ГУБИТ ВСЕ И ВСЕГДА. Я не могу сказать, что я не ленивая. Ленивая, но только не в профессии. А в жизни могу себе позволить.
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ Я ГОВОРЮ НА СЦЕНЕ ЧУЖИМИ УМНЫМИ СЛОВАМИ. И часто актера ассоциируют с его персонажами, но в жизни я могу быть совершенно не такой. Актер — обычный человек: он матерится, может сказать глупость, грубость и так далее. И зритель удивляется: «Такая Аленушка милая, а в жизни ржет как конь». Важно быть самим собой, но не для всех, наверно, поэтому все соцсети у меня закрыты.
ОБЩАТЬСЯ СО ЗРИТЕЛЯМИ НУЖНО. Но не должно быть такого, что артист где-то над аудиторией. На каком-то мероприятии, открытии или закрытии сезона поговорить, пообщаться — прекрасно и с удовольствием. Но вот идти в бар или клуб, со зрителями тусить-гулять-орать считаю неприемлемым.
ПРОФЕССИЯ АКТЕРА ВСЕГДА ДАЕТ ЭМОЦИИ. Всегда раскрывает тебя, дает возможность работать с собой, с душой, с мозгами, с телом. Развивает физически и духовно.
АРТИСТ ВСЕГДА ЗАВИСИТ ОТ РЕПЕРТУАРА. От расписания. Иногда хочется поработать и там, и тут чему-то поучиться, и в путешествие уехать, но ты не можешь, на три-четыре месяца вперед у тебя жизнь расписана.
ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ ОГОЛИЛОСЬ МНОГОЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ТЕАТРОМ. В какой-то момент я подумала: «А вдруг театры больше не откроют никогда!» Без каких-то служб и организаций прожить сложно, даже невозможно, а вот без театра, как оказалось, сложно жить только работникам театра. Так страшно стало. И тогда включился режим «Я». А что я могу? Что умею делать сама? Начала осваивать новые творческие профессии.
У МЕНЯ БЫЛ ПЕРИОД, КОГДА НЕ БЫЛА ЗАНЯТА В СПЕКТАКЛЯХ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. Со мной такое было впервые. Я не понимала: как это не надо на работу ходить? Это же моя работа, как это не надо? Наверное, у многих в нашей профессии бывают моменты затишья. Не потому что ты плохой или хороший, а потому что просто так выстроился репертуар. Можно, конечно, сидеть в тоске и ждать работы, а можно начать что-то делать. И здесь ты понимаешь, кто ты и что ты.
ВСЕ МЫ АРТИСТЫ — И ЕСТЬ ТЕАТР. В нем тебя обеспечивают всем: ролями, костюмами, зрителем, даже зарплатой, твоя задача — сделать роль. А вот выйди за пределы театра со своей афишей или программой — и сразу становится понятно про себя.
НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ТЕАТР. У тебя может быть театр в центре Москвы, с сумасшедшим финансированием, но если ты показываешь чушь, то и будет чушь. А люди со светлыми мозгами и энтузиазмом, но с какими-то кустарными декорациями могут находиться на далекой периферии, но будут греметь на всю страну.
МЕРТВЫЕ ТЕАТРЫ МОГУТ БЫТЬ В ЛЮБОМ ГОРОДЕ. Как и прекрасные, живые театры могут находиться в деревне.
ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО АРТИСТ — ЭТО ГЛИНА. И режиссер лепит то, что нужно ему. Есть мнение, что артист — это соавтор спектакля наравне с постановщиками. Мне если есть что предложить, то я делаю это всегда. Не все это любят, так что в последнее время начала предупреждать о таком заранее.
ИЗНУТРИ СПЕКТАКЛЬ ВСЕГДА ВЫГЛЯДИТ ПО-ДРУГОМУ. Артисты видят одно, зрители — другое. Мы никогда не узнаем, как выглядит спектакль, пока не посмотрим его со стороны.
«ЧАЙКА» — КЛАССНЫЙ СПЕКТАКЛЬ. И внутри хорошо, и запись посмотрела с удовольствием. Относиться к нему можно по-разному, Но сказать, что этот спектакль сделала плохая постановочная группа — нельзя. Это все умные, интересные, талантливые и ищущие люди, которые сколотили вокруг себя крепкую творческую команду.
КЛАССИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ — ЭТО СТРАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Чехов и Островский писали свои пьесы о людях своего времени, но на вечные темы. Да, герои у них ходили в костюмах того времени. Что нам, всегда играть именно в таких нарядах? Или кто-то может сказать: «Джульетта такой быть не может», да откуда вы знаете, какой она может быть? Вы ее никогда в глаза не видели, все это — только ваши представления.
МНЕ НЕИНТЕРЕСНО СМОТРЕТЬ, КАК ЛЮДИ ПРОСТО ЧИТАЮТ ТЕКСТ СО СЦЕНЫ. Такое даже я могу поставить. Могу взять пьесу, раздать слова и по ремаркам сделать спектакль. Почему-то многие считают, что театр «не место для экспериментов» и ставить нужно всегда «как тогда». Но ведь кино не снимают «как тогда», музыку не пишут «как тогда», появились новые технологии, новые возможности. Театр — это такое же развивающееся искусство.
МОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО — РАБОТАЙ. Твори. И люби то, что делаешь. Кто-то говорит, что театр — это не работа, это жизнь. Ну да, даже я так говорю, но при этом — работа, как ни крути. Это может быть призванием, но в трудовой не напишешь «призвание».
Я — АКТРИСА. Я ПРОСТО ХОЖУ НА РАБОТУ.