Интервью с молодым педагогом Михаилом Чебаном
Любовь к средневековым сюжетам, мечам и рыцарям привела в школу молодого педагога Михаила Чебана. Как признается учитель, история нашла его сама. Об этом он рассказал в нашем подкасте.
— Как вы пришли в профессию?
— На самом деле, я никогда не планировал быть учителем. У меня не было родственников, которые бы занимались педагогикой. Все началось с того, что у меня с детства была любовь к различным историческим фильмам. Мне нравились средневековые сюжеты. Особенно все, что касается мечей, щитов, рыцарей. Когда я выбирал, куда поступить, в какой университет, я решил попробовать связать специальность со своими интересами и поступил на исторический факультет ТГПУ. Я видел уклон в педагогику, но сначала не видел себя там, а планировал с 1-го курса заниматься научно-исследовательской работой. Но потом я пошел на первую педагогическую практику, сначала в лагерь, потом в школу, мне понравилось работать с детьми. Захотелось попробовать больше себя в этой сфере, чуть позже я оказался в школе «Эврика-развитие», где до сих пор и работаю.
— Почему выбрали историю в качестве любимого предмета?
— Скорее всего, не я выбрал историю, а история выбрала меня.
Михаил Чебан быстро завоевал доверие и уважение школьников. Своими педагогическими секретами он поделился с нами в видеозарисовке.
— Какие темы в истории традиционно сложные, а какие, наоборот, любимые у учеников?
— За три года работы в школе я пришел к выводу, что достаточно сложными темами почти для всех школьников любого возраста являются темы, связанные с войнами. Особенно Вторая мировая война, Великая Отечественная война. Как правило, там очень много различных событий, много информации для запоминания. Все это еще нужно понять. А что касается любимых разделов в истории, то чаще всего «заходят» темы про повседневность. Там мы рассматриваем и рассуждаем, как выглядели люди, чем занимались, чем питались, все эти нюансы, начиная от первобытных времен и заканчивая современностью. Вот это детям нравится.
Несколько любопытных исторических фактов в нашей инфографике.
— С какими классами сложнее? Как находите подход к подросткам?
— У меня подростки с 5-го по 11-й классы. Не могу сказать, что есть какие-то сложности с этим возрастом. Но если их сравнивать, то сложнее всего с 5-м классом, а проще — с 10-11-ми классами. После начальной школы у детей первые месяцы еще идет переход от игровой деятельности, сложновато бывает их успокоить. Со старшеклассниками в этом смысле все проще. На уроках всегда живо, всегда есть дискуссия, есть что обсудить. В этом возрасте есть свое мнение. И дети часто хотят и готовы им делиться. Этим и занимаемся на уроках истории и обществознания.
— Как важно быть модным молодым учителем? Что это дает в общении с детьми?
— Важно, что ты находишься с подростками на одной волне. Они это видят и понимают, что ты разбираешься в различных современных тенденциях. Мимо тебя не проходят самые громкие новостные события. Ты прекрасно понимаешь, о чем говорят подростки, чем они интересуются. Вот все это и помогает наладить хороший контакт с детьми. Если они шутят на какую-то тему, ты спокойно можешь включиться, поддержать разговор. Это упрощает общение в дальнейшем, уже иначе на тебя дети смотрят.
— Как заслуживается уважение у школьников?
— Для этого достаточно просто быть человеком. Ты понимаешь, что у них тоже есть различные проблемы, дела. Они такие же люди, как и мы. У них есть право на ошибку. Когда ты начинаешь к ним относиться с этой позиции, они это прекрасно видят и чувствуют. Особенно важно это проговаривать. Я с понимаем отношусь к различным ситуациям, даю возможность пересдать. И это основной фактор, когда ребенок начинает проникаться уважением к учителю.
— Новые подходы на уроках, какие применяете, что выстреливает?
— Последнее время ловлю себя на мысли, что читаю или смотрю какие-то новости, и у меня сразу в голове возникает сюжет или фрагменты будущего урока. Ищу варианты, как обыграть новость, чтобы показать ее через призму истории. Это могут быть даже мемы, которые стали пользоваться популярностью на волне какого-то тренда. И эту информацию можно переделать или переложить на исторический лад. Дети с большим интересом погружаются в актуальные темы.
— Почему важно знать историю и обществознание?
— Ценность истории заключается в том, что она помогает учиться на чужих ошибках. Это приятнее, чем набивать шишки на своем опыте. История циклична, многие события повторяются. Изучая историю, ты понимаешь, что все события в том или ином виде уже когда-то происходили. Из истории мы знаем, как люди реагировали на различные ситуации, какие принимали решения. И можно спрогнозировать примерно похожие действия в настоящем. Не секрет, что многие исторические труды и концепции пользуются сейчас популярностью. Мой любимый пример. В 16-м веке Никкола Макиавелли написал трактат «Государь». В нем речь идет об особенностях правления, о том, как надо править, чтобы тебя слышали, союзники уважали, а враги боялись. Эту книгу используют и в современном мире. Некоторые управленческие вещи в нынешней политической ситуации практически повторяются из этого трактата. Также важно владеть знаниями по обществознанию. Это и выдержки из экономики, политологии, права, социологии и так далее. Этот предмет изучает одни из самых важных вещей, которые постоянно встречаются в современном мире. Это и вопросы управления деньгами, правильное использование законов, знания о правах и обязанностях, взаимодействие различных социальных групп, методы регулирования конфликтных ситуаций и тому подобное.
— Какую роль играет учитель в жизни современных детей? Что делать, чтобы труд педагога не обесценивался?
— Учитель выступает для ребенка в роли человека, с которым можно поделиться впечатлениями, интересами, чувствами. Тем, чем не всегда делятся дети с родителями. Я сталкивался с такими ситуациями в своей работе. Ребенок может рассчитывать на поддержку, ценный совет. Иногда ребенка надо выслушать, помочь ему и постараться направить на какой-то путь. Труд педагога обесценивается только тогда, когда сам учитель перестает считать свой труд ценным.