Мы продолжаем знакомить вас с молодыми томичами, которым удалось раздобыть миллион и пустить его в дело. Наши герои сегодня – брат и сестра Антон Парфенов и Анастасия Быстрицкая. Ребятам удалось зайти в Томске в сферу лечебного массажа на стыке СПА и медицины, а их команда – это слабовидящие специалисты. По сути, Антон и Настя – одни из тех, кто занялся социальным бизнесом до того, как это понятие закрепили в законодательстве.
Предпринимательская жилка по наследству от бабушки
Антон:
У нас давно с Настюшкой были различные идеи по своему делу: у нас есть бабушка, которая всю жизнь своим авторитетом и примером показывала, что свое дело — это интересно, прибыльно и если есть возможность открыть бизнес – нужно попробовать.
Бабушка была деятельный человек. Ее пример – это основа не только в предпринимательстве, а во взгляде на жизнь в целом. Как она умела сберегать, копить, зарабатывать деньги кропотливо – она до сих пор для нас пример.
Лет пять назад ко мне обратился мужчина, у которого был лучший друг — незрячий массажист, и он попросил открыть для него кабинет, чтобы работать на себя. Я только закончил университет на маркетолога и полностью погрузился в работу.
Мне показалась идея незрячего массажа как минимум захватывающей: я с детства знал, что незрячие массажисты – эталон в этой сфере. И понял: если у нас будет возможность набрать незрячих специалистов с медицинским образованием, сделать хороший сервис, какого нет в городе в сфере классического массажа, а не СПА, – это должно принести плоды.
Когда я писал диплом (за год до начала массажного салона), пришел к Насте, чтобы написать диплом по ее компании. Она смотрела, как я рассуждаю, могу построить маркетинговый план, а я наблюдал, как она может организовать процессы, работать с банком, бумагами. После я предложил открыть массажный салон.
Анастасия:
Когда ко мне пришел брат с такой идеей, я уже имела опыт руководящей должности: была директором по развитию сети. Понимала, что надо выйти из зоны комфорта, одинаковости, и тем не менее работала на дяденьку.
Я пришла к этой должности, потому что нас двигала бабушка. И учителем была для нас, и карателем, потому что мы все ее очень сильно боялись. Но сейчас она нами гордится, и нам это очень приятно.
Безусловно, когда мы начинали, мой опыт сыграл роль, но и ставил определенные рамки. У Антона такого не было, зато он плескался идеями: не знал, как это делается, зато знал, что хочет. И получалось: я знаю, как это воплотить, а Антон – какая идея будет хороша.
Кстати, бабушку ребят зовут Анна. Увидеть, в чем брат с сестрой похожи, а в чем различаются, можно в нашем ролике. Заодно услышите лайфхаки для будущих бизнесменов.
Семейный бизнес: за или против
Антон:
Бизнес и дружба — разные вещи, но и там можно совпасть. Говорят, что нельзя с родственниками и друзьями иметь бизнес. Я вообще не согласен с этим. Нельзя слепо строить бизнес на доверии – друг это ваш, сестра, отец – неважно. Нужно прописать все делали в документации и ответственность сторон настолько тщательно, чтобы никогда не возникало проблем с решением споров. Главное, чтобы вам комфортно было с человеком.
Идея партнерского бизнеса с сестрой пришла сразу. Я себя считаю командным игроком, и одному мне двигаться неуютно и скучно. Я сразу знал, что мне нужен будет партнер исходя из личных качеств. К тому же нужен был инвестор: непонятно было, сколько требуется вложений. У нас не было франшизы, прописанной истории, нам нужно было действовать на ощупь, и какой-то запас прочности, чтобы пережить трудные моменты, чтобы оплатить аренду за несколько месяцев.
Анастасия:
Я перестраховщик, паникер. А Антон – человек веры. И здесь не суеверие, а правило: кто-то боится, а кто-то успокаивает. Нельзя, чтобы оба были бесстрашными или оба боялись.
Антон:
Мы с 2017 года с сестрой копили, откладывали, очень кропотливо, а потом продали семейную квартиру, разделили деньги, и у нас получилось по полмиллиона. И вкупе получился первый миллион, который пошел на открытие массажного салона
Анастасия:
Мы объединили усилия не только потому, что дополняли друг друга: банально вместе получилось больше денег вложить. Ограниченные ресурсы – это бич наших возможностей. Открыть более дешевый бизнес? Тогда я так верила в эту идею, что у меня не было сомнений, других мыслей – не могу сказать, что я думала о чем-то еще.
Найти помещение, столкнуться с законодательными сложностями
Антон:
Дело было открывать крайне тяжело. Первая причина: мы сразу решили взять большой объем арендной площади — 150 квадратов в центре Томска. Это было очень дорого и нерационально. Второй момент: мы пошли в медицинскую деятельность, где много проверок, нужно быть в рамках определенных правил, нужна лицензия. Мы никогда не разбирались в сфере лечебного массажа. Это была новая сфера для нас и для города: в тот момент не было большого центра классического лечебного массажа, тем более со слабовидящими специалистами.
Настя:
Нужно было просчитать несколько месяцев аренды, ремонт, мебель и прочее. Ходили пешком по всему городу, просто увидели это помещение. Как-то сразу решили, что оно наше. Еще сыграла атмосфера – там долгое время располагался детский садик, эмоции накрыли, к тому же ремонт в некоторых помещениях вообще не требовался. Остальное мы прикрывали собственными силами: администрировали, убирались, были дворниками, бухгалтерами.
Строим команду как семью
Анастасия:
У нас работают слабовидящие и незрячие специалисты по массажу с медицинским образованием, дипломами, квалификацией, которые подтверждаются ежегодно. Команда дружная, устоявшаяся, и мы очень рады, что в такой команде общаемся. Наши массажисты очень светлые люди, неиспорченные. Они многого не видят и по-другому относятся к миру. Где-то я училась у них, потому что их отношение к жизни, семье, людям – другое, как у детей, более чистое.
Даже когда мы нанимали массажистов – смотрели на их личностные качества. Понятно, мы хотим зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать свою жизнь. Но никогда это не было единственной первостепенной задачей. У нас очень дружные ребята. Уходят от нас только потому, что продвигаются по карьерной лестнице. Но те, кто с нами остаются, верят в нас. У нас семейный бизнес, и команду мы строим как семью.
Социальный или обыкновенный: в чем разница?
Анастасия:
Наш бизнес – социальный. С этого года социальное предпринимательство выделили отдельной статьей в законодательстве, для нас это огромный плюс: раньше нас не относили ни к чему. Наша сфера до сих пор не выделена: мы и как СПА, и как медицинская организация. И не могут никак определить: кто мы такие. Вот это – колоссальная сложность постоянно маневрировать. По закону от нас одни службы спрашивают как со СПА-салона, а другие — как с медицинской полноценной организации.
С точки зрения социального бизнеса изначально у нас никаких «плюшек» нет и не было. Когда посчитали налоговые уменьшения – оказалось, что нам дороже доказывать, что у нас работают инвалиды, чем в итоге сумма льготы. И мы работали как обычный бизнес с обычными людьми, абсолютно не претендуя на какие-то меры поддержки. Хотя для нас они могут быть.
С этого года вступило в силу законодательство: мы подали документы на то, чтобы нас признали социальным бизнесом, внесли в реестр. У нас должно быть обучение по законодательству для предпринимателей, которые занимаются таким родом деятельности: там расскажут о возможностях, мерах поддержки, программах.