Сергей Коршунов занимается гиревым спортом уже 20 лет
Карьера спортсмена-гиревика началась для Сергея Коршунова в 5-м классе. Ему очень хотелось стать сильным, и его дальнейшую судьбу решил забавный случай. Однажды вечером он гулял вместе с друзьями недалеко от школы в селе Дзержинское. Занятия уже должны были закончиться, но в окнах почему-то горел свет. Ребятам стало любопытно: они подошли к школе и заглянули в окно. Спортсмены их увидели. Юные гиревики выбежали, поймали школьников и … нет, не побили, а привели к тренеру. Тот предложил ребятишкам присоединиться к занятиям. Так для Сергея начался путь в профессиональный спорт.
Мужчине 31 год, и 20 из них он профессионально занимается гиревым спортом. Его тренировки каждый день длятся около двух часов, не считая общей физической подготовки — бега, тренажерного зала. Благодаря пандемии у него было время и на более интенсивные занятия и рекорды. Во время самоизоляции общее время его личных занятий за день доходило до 6 часов — готовился к Кубку России по гиревому спорту. Сергей является действующим спортсменом и представляет Томскую область на всероссийских соревнованиях.
Сейчас мужчина работает старшим тренером-преподавателем отделения физической культуры ТПУ, тренирует сборную команду по гиревому спорту, а еще занимается лечебной физкультурой с ребятишками с диагнозом «детский церебральный паралич». Некоторые ходят к нему на занятия уже пять лет, и результаты видны невооруженным глазом: подопечные тренера начинают ходить самостоятельно, без помощи родителей и специальных средств. Сергей создал и запатентовал способ реабилитации для таких детей. Именно его методика позволяет достигать таких результатов.
«Чувствовал, что могу помочь»
Гиревики хорошо знают анатомию и биомеханику движения — им нужно понимать, как поднять снаряд вверх быстро, потратив при этом минимум усилий. Гиревой относится к циклическим видам спорта. Это означает, что для победы в соревнованиях гирю нужно поднять наибольшее количество раз, поэтому для спортсменов очень важна фаза расслабления.
«Ребенок с ДЦП при ходьбе тоже не может расслабиться. Наша методика рассчитана на приобретение этого навыка», — объясняет Сергей.
После окончания факультета физической культуры ТПУ Сергей Коршунов решил стать преподавателем ЛФК и устроился на работу в Северский реабилитационный центр. Одновременно поступил в аспирантуру. Темой своей кандидатской диссертации молодой человек выбрал физиологические закономерности двигательной адаптации для детей с ДЦП со спастической диплегией.
«Почему взялся за такую тему? Чувствовал, что могу этим детям помочь. Не скажу, что всегда мечтал о научной степени как таковой», — признается преподаватель ЛФК.
В итоге Сергей Коршунов вместе со своим научным руководителем разработали около 200 упражнений. На их основе он подобрал индивидуальный комплекс тренировок для 35 детей. Ни у одного ребенка последовательность упражнений не повторялась. Каждый из них приходил к нему на реабилитацию два раза в год, а в перерывах он выдавал им задания для занятий дома.
Подробнее про методику Сергея, в нашем подкасте:
Преподаватель ЛФК с гордостью показывает видео детей, которые идут сами, без помощи мам. Увы, такого результата после курса занятий удается добиться далеко не всем тренерам. На начальных этапах своей работы он часто сталкивался с такой ситуацией: родители уезжали со своим ребенком на реабилитацию в Китай или Европу и находились там, в центре, определенное количество времени. Чаще всего наступали улучшения. Так сложился стереотип, что за границей реабилитация лучше, чем в России, и специалисты там лучше. Но после курса проходило около месяца-двух, и все наработки начинали сходить на нет. Причина, по мнению тренера, в интенсивности занятий. Суть комплексной реабилитации как раз в том, что улучшения наступают за короткое время. Конечно, тяжело, особенно для физически ослабленных ребятишек, по 2-3 часа заниматься ЛФК, приходить на занятия к логопеду, дефектологу, ходить на иглотерапию, массажи и так далее.
«Жизнь от курса к курсу только подрывает психику и желание заниматься дальше. Соответственно, родителям необходимо поддерживать режим дня, психоэмоциональное состояние ребенка, элементарную физическую активность, а если потребуется, и свою физическую форму привести в порядок», — рассказывает специалист.
Секреты хороших результатов при реабилитации, увы, банальны. Заниматься нужно каждый день, а комплекс упражнений необходимо подбирать под каждого ребенка индивидуально.
Проект «Мама, включайся!»
К сожалению, при действующей системе реабилитации детей с ОВЗ каждый ребенок имеет право пройти реабилитацию по ОМС 4 раза в год. А фактически это получается сделать лишь дважды. То есть только 2 месяца из 12 дети занимаются. О каких результатах можно говорить, если даже при одном пропуске тренировки уже начинается регресс?
Также крайне важно учитывать индивидуальные особенности.
«Многие методики реабилитации писались под конкретного ребенка, а потом распространялись на всех. Но ведь это неправильно. Всегда нужно идти от индивидуальных особенностей, что я и делаю в своей работе», — убежден тренер.
В итоге родилась идея совместного проекта с Союзом родителей детей-инвалидов Томской области «Мама, включайся!».
На общественных началах Сергей Коршунов согласился провести установочные занятия с 10 детьми и их родителями. В течение трех месяцев он провел курс лекций, составил каждому индивидуальный план упражнений и на практических занятиях показал, как их нужно выполнять.
«К сожалению, в России не хватает квалифицированных преподавателей ЛФК. Для многих людей «преподаватель ЛФК» звучит как что-то из давно забытого советского прошлого. Мы бы показывали такие же замечательные результаты, как и в Китае, если бы занятия с детьми проходили весь год на регулярной основе. Я готов делиться своей методикой, но, увы, специалистов, желающих ей обучиться, пока не нашлось», — заключает Сергей.