«Один с домом» — самый коммунальный проект Tomsk.ru. Здесь мы рассказываем о проблемах ЖКХ, с которыми ежедневно сталкиваются томичи. В этот раз мы подробнее расскажем о том, когда нужно менять водосчетчик, выгодно ли его использовать или лучше платить по нормативу и что такое поверка прибора учета.
«У меня резко увеличилась сумма квитанций за воду. Что это может значить, нужно ли менять счетчик или нужно пройти какую-то другую процедуру?»
«Можно ли самостоятельно поменять счетчик горячей воды? Или это должен делать только специалист?»
«Какой средний срок службы счетчика, может ли он сломаться до того момента, когда ему положено проходить поверку?»
Каждый собственник благоустроенного жилья рано или поздно сталкивается с вопросом установки, поверки или замены водосчетчика. Эксперты Томского расчетного центра рассказали, как это делать правильно и как быть, если к вам пришли мошенники.
Существуют ли какие-то правила замены счетчика и как понять, нужно ли его менять, если срок эксплуатации еще не вышел?
Средний срок службы водосчетчика составляет от 12 до 15 лет, но это не значит, что на протяжении всего этого времени он не может выйти из строя. Собственнику жилья нужно следить за состоянием прибора учета и регулярно проводить поверку. Для счетчика холодной воды поверка проводится раз в шесть лет, для горячей — один раз в четыре года. Этот срок указывается в паспорте на прибор и дублируется в специальном акте, который выдает управляющая организация после регистрации счетчика. В техническом паспорте, который есть в коробке прибора учета во время покупки, также указывается гарантийный срок службы счетчика и срок эксплуатации.
Конкретного срока, когда пора менять счетчик, не существует, так как потребление воды жильцами каждой конкретной квартиры индивидуально, и условия эксплуатации также различаются. Если вдруг абоненту звонят незнакомцы или присылают уведомления о том, что счетчик нужно срочно заменить, то это мошенники.
Каждый собственник помещения может позвонить в ресурсоснабжающую организацию и уточнить сроки, когда нужно проводить проверку.
Как понять, что прибор учета сломался и пора его менять?
Владелец прибора может выявить поломку без привлечения специалиста. Вот несколько признаков, по которым можно определить, что со счетчиком не все в порядке.
- Увеличение/уменьшение расхода воды при неизменных условиях потребления. Поврежденное устройство передает неверные показания.
- Появился конденсат на стекле индикатора. Главной причиной запотевания является разгерметизация корпуса. В этом случае прибор придется заменить на новый.
- При открытии крана индикатор не вращается. Причин может быть две: повреждение счетного механизма и засорение крыльчатки.
Менять счетчик придется в двух случаях: если он не прошел очередную плановую поверку или его механизмы сломались.
Чем грозит вышедший из строя счетчик?
Если собственник помещения не провел поверку счетчика, то первые три месяца просрочки начисления будут производиться по средним показателям, которые тот передавал в течение последнего года. Если спустя это время собственник не прошел поверку или не заменил прибор, то начисления уже будут по нормативу. Как показывает практика, они в два раза выше, чем фактическое потребление, соответственно, и платить придется больше в два раза.
Самим менять или вызывать специалиста?
Вышедший из строя счетчик можно поменять самостоятельно, это не запрещено законом, на этом можно существенно сэкономить. Но при этом ответственность за то, что он правильно установлен, будет лежать на самом собственнике.
Что делать после замены?
После замены индивидуального прибора учета его необходимо зарегистрировать, чтобы его показания принимались к оплате ресурсоснабжающей организацией. Если собственник принял решение о самостоятельной замене счетчика, то необходимо оповестить об этом управляющую компанию, ТСЖ или другую организацию, которая обслуживает дом. Будет составлен акт о замене прибора учета, затем его нужно зарегистрировать в «Томскводоканале» и «ТомскРТС». В обязанность управляющей организации входит передача документов ресурсоснабжающей компании, однако не каждая организация озвучивает это, заставляя собственников заниматься этим вопросом самостоятельно. Сейчас это можно сделать при помощи электронной почты pribor@tomrc.ru или передать информацию через рубрику «Населению» —«Вопрос — Ответ» —«Задать вопрос» (опция — «Прикрепить файлы») на сайте www.tomrc.ru.
Как только документы поступят в ТРЦ, начисление за комуслуги со следующего месяца будет произведено по показаниям счетчиков.
Когда счетчик меняет специализированная организация, то за отдельную плату может зарегистрировать его от вашего имени.