Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
Фильмы ужасов в последние годы — это крайне спорный жанр, который все никак не может найти свой путь, совершить свою жанровую революцию и предложить зрителям какой-то совершенно иной опыт страха и ужаса. Нельзя сказать, что на этой ниве нет своих первопроходцев. Энди Мускетти сделал замечательную экранизацию кинговского «Оно», заметно сдав на второй части, в авангард вырвался Джордан Пил, выкатив крайне креативную и остросоциальную историю «Прочь», после чего снял весьма спорных «Мы». И в это же время со своим режиссерским дебютом выступает режиссер Джон Красински, он снимает «Тихое место», в котором главный ужас кроется в монстрах, которые нападают только по звуку, так как лишены зрения. И слух у них максимально сильный.
Казалось бы, вот тебе креативное начало, любопытные эксперименты с тишиной и новым способом создать саспенс в картине, но зрители и критики отнеслись к работе спорно. Кто-то считает это уже живой классикой жанра, а кто-то бьет себя по лбу из-за нелогичности мира и поведения персонажей. Тем не менее, отрицать важности вклада «Тихого места» в общую работу над поиском пути жанра точно не стоит. Но получилось ли у Красински сделать сиквел лучше? И да, и нет. Но обо всем по порядку.
Сюжет второй части стартует там же, где кончился первый фильм. Отец семейства умер защищая дочь, мать убила чудовище и теперь ей вместе с сыном, дочерью и новорожденным младенцем необходимо уходить из долины, чтобы попытаться найти других выживших и смысл этого самого выживания. Так они отправляются на сигнальный огонь, где находят старого друга семьи, которого с трудом, но все-таки получается уговорить на помощь, потому что дочь уже нашла место, где тварей со слишком острым слухом попросту нет.
Отсюда история и стартует. Сразу становится ясно, что как в любом хорошем роуд-муви, в любом хорошем сиквеле — прежние конфликты трансформируются во что-то большее и приобретают иные сюжетные повороты. Главной целью фильма будет попытка добраться до безопасного острова, но дочери никто не верит, на что она срывается и уходит одна, после чего ее снова приходится спасать. Впрочем, друг семьи решает помочь ей в ее авантюре.
Теперь выживание семьи Эбботтов не строится вокруг банального «мой дом — моя крепость», потому что к героям приходит осознание, что в мире, в общем-то, действительно могут остаться выжившие и места, до которых монстры вообще не добрались. Вместе с этим приходит и осознание для режиссера Красински — вывезти сюжет на том, что уже было, не получится, а значит нужно масштабировать историю. Что пошло ей только на пользу. Условный постапокалипсис первого «Тихого места» был крайне локальным, если не сказать камерным. Кроме дома семьи, заброшенного городка и парочки отчаянных сумасшедших в лесах никого не было, не понятно откуда взялись монстры, непонятно как происходили первые дни и часы их нападения — на все это авторы дают ответы. Ну или по крайней мере пытаются.
Отличным ходом в этом случае было показать именно первый день катастрофы, как в тихом и захолустном городке проходит детский бейсбольный матч, как родители за ним наблюдают, но потом в небе появляется непонятного происхождения небесное тело, которое нарушает всю идиллию, превращая действие в буйство саспенса, ужаса и кровопролития, что немало влияет на восприятие картины.
Без раздражающих моментов тоже не обходится. Дочь Эбботтов по-прежнему раздражает своей самоуверенностью и волюнтаризмом, угрожая всей семье своими необдуманными действиями. Также немного выбивает из созданного сеттинга то, что герои стали очень много разговаривать. И не на языке жестов, как это было в первом фильме, а ртом, что, как бы, не очень круто в контексте созданной проблемы с чудовищами, которые могут услышать что угодно за километры от цели. Да, это все объясняется сценарно, но толику саспенса все-таки фильм из-за этого проигрывает.
Но за что фильм стоит похвалить, так это за исключительно режиссерские решения, на этот раз Красински зашел на территорию художественных приемов, пусть они пока что не особо оригинальные, немного надуманные, но свой эффект на зрителя имеют. Речь, разумеется, о финальном акте, в котором происходит параллельный монтаж действий двух ключевых персонажей, что приводит к определенному катарсису и к завязке на третью часть соответственно.
По итогу получается все такая же беспринципная и суровая драма, где гуманизм и человеческая природа уходят на второй план, делая ставку только на выживание и ничего более. Логика жертв постапокалипсиса их поведение в экстремальной среде — все это вышло на новый уровень, слегка приближаясь к той жестокости, что была в «Дороге» Маккарти. И это очевидный плюс фильма, он старается играть по правилам, которые создал сам, ведет героев по сюжету и не боится поступать с ними очень сурово и беспринципно. Можно по-разному относиться к главной концепции фильма или бесконечному, по мнению некоторых критиков, количеству нелогичных моментов, но сейчас «Тихое место» — это лучшее, что может показать нам жанр ужасов, и пропускать такое на больших экранах точно не стоит.