Каждый год в наши вузы приезжает огромное количество талантливых абитуриентов с интересом к IT, туризму, дизайну и медиа. Дать им больше возможностей для работы и даже изменить устоявшуюся модель трудоустройства, может новый творческий кластер в Томской области. Департамент труда и занятости населения Томской области начал реализацию проекта «Карьера в Сибири. Креативные индустрии». Что такое «креативные индустрии», как они могут менять не только положение с безработицей у молодежи, но и преображать городскую среду – в материале Tomsk.ru.
Гончары, гиды, музыканты, архитекторы: кто может войти в индустрии будущего?
31 мая и 1 июня в кадровом центре «Работа России» прошла проектная сессия для креативных предпринимателей, лидеров студенческих сообществ и молодежных организаций.В мероприятии приняли участие эксперты из разных уголков России. Это те, кто уже умеет создавать большие арт-проекты, организовывать пространства и новые отрасли экономики.
Также на сессию пришли представители креативного сообщества. Это ремесленники, студенты, которые уже ищут себя и место для применения своих талантов, музыканты, гиды, создатели мастерских и музеев.
Главное, за чем пришли участники: увидеть, как развиваться в своей отрасли, как найти партнеров и научиться продавать то, что они умеют делать.
«Я постоянно контактирую с творческими людьми разных профессиий– музыканты, художники, ремесленники. Очень важно, чтобы в Томске в конечном итоге развилась инфраструктура, так называемый «продюсерский центр», который помогает реализовывать потенциал людей», —отметила старший эксперт проектного офиса «Креативные индустрии» Жанна Горелова.
Также на встрече присутствовали представители вузов. Сейчас они включены в процесс создания проекта «Большой университет», поэтому ищут точки соприкосновения, партнеров как среди бизнеса так и для молодежи. Члены проектной группы ТГАСУ «Живая лаборатория» Ника Еремина и Наталья Кухарина развивают сообщество креативных индустрий в Томске в городской среде. От пилотного проекта на улицах Усова, Вершинина и Лыткина, команда переходит к более масштабным: для этого выбраны 7 локаций.
«Мы начали формировать сообщество из архитекторов и тех, кто занимается проектированием городской среды и начали с этого года подключать близкие смежные индустрии. Мы всеми университетами договорились развивать сеть живых лабораторий. После первой как минимум трудоустроили в Томске 15 творческих людей, которые планировали уезжать», — отметила Ника.
В целом у представителей креативных профессий есть запрос на взаимодействие, коммуникации, поиск новых форматов и рынков.
Показать успешную молодежь лицом: с чего начать взаимодействие?
Одним из начальных точек создания творческого кластера в Томской области может стать интернет-портал для взаимодействия людей разных профессий. Как пояснили эксперты, это может быть площадка наподобие инстаграма, но с небольшим объемом технической документации. Постепенно на сайте будет собрана база данных молодых томичей, различные тьюториалы, идеи к реализации от молодежи, чтобы они видели друг друга, а работодатели — потенциал широкого поля креативных индустрий.
«Самозанятые – наша новая реальность. Да, есть институты, госкорпорации, частные корпорации, сильно срощенные с государством. А вся другая экономика в силу того, что происходит сейчас перестройка технологическая, выглядит как мелкий бизнес. И мы понимаем: чтобы люди могли пристраивать свои персональные стратегии, видеть, какими образовательными проектами они могут пользоваться – нужна точка сборки. Эту точку сборки департамент согласился создать. И эти все истории про лица – помогающая коммуникация молодежи понять, что это – безопасная работа», — отметила эксперт проектной сессии Александра Бобрецова.
Замгубернатора Томской области по социальной политике, Иван Деев, добавил, что по инициативе областного департамента труда и занятости в последние годы реализуется много проектов, в том числе направленных на вовлечение молодежи в разные отрасли. Параллельно произошел мощный прорыв в сфере креативной индустрии.
«Сегодня уже реализуются проекты, о которых мы еще год назад не могли говорить и даже не думали, что есть такая ниша, которую можно занять идеей или продуктом. Хотелось бы, чтобы сегодня мы не только получили новые знания и отточили компетенции, а научились в этом направлении самостоятельно проектировать рабочие места, свой карьерный тренд на изменения, которые сегодня еще не в полной мере реализованы», — отметил Иван Деев.
Кстати, о том, в чем бизнес-секреты креативной индустрии и чем ремесленный Томск похож на Самару — читайте в следующих материалах.