Интервью с Еленой Кужелевой
Один из самых сложных школьных предметов — химию — можно превратить в познавательную лабораторию. Для этого нужно знать, как заинтересовать детей и показать им практическую пользу материала. К такому выводу на личном опыте пришла учитель химии гимназии «Томь» Елена Кужелева.
— В учительскую профессию меня влюбил учитель русского языка и литературы. Она проводила такие великолепные уроки, погружала нас в разные эпохи. После этого я даже мечтала стать учителем русского языка и литературы. А любовь к химии появилась в более осознанном возрасте.
Сейчас у молодого педагога уже есть свои методика преподавания и правила общения с детьми. Подробнее о них — в нашей видеозарисовке.
— На своих уроках я руководствуюсь одним кредо: лучше один раз показать, чем 100 раз рассказать. Стараюсь с детьми провести как можно больше времени в практической работе, с теми же самыми химическими реакциями. Они повсюду. Да мы сами состоим из молекул, атомов. И как нам при этом не знать химию.
Где еще можно применить полученные в рамках школьной программы знания этого предмета, Елена Кужелева рассказала Tomsk.ru в подкасте.
— Стараюсь, чтобы дети знали, из чего состоят вещества, которые нас окружают, например, растительное масло. Мы делаем практические и лабораторные работы. Смотрим, есть ли там витамины, например. Учимся выбирать, какую воду можно пить, где лучше сажать растения, а какая почва вообще не плодородная. Химия тем и занимательна, что мы можем просматривать ее везде. Те же реакции можно в теории объяснить и показать на практике. Иногда к теории, наоборот, приходим после практических изысканий. Например, опыт, в ходе которого в результате реакции выпадает осадок. Ребенок его увидел глазами. А если это еще и зрелищно, то у класса восторг. Прививать любовь к химии начинаю уже с 8-го класса. Иначе в 10-11-х классах будет сложно, если сразу ребенку не показал эту прекрасную среду.
— Почему химия так сложно дается?
— Нужно понять внутреннее молекулярное строение. Детям сложно, когда они не понимают состав. Там очень много веществ, которые нужно запоминать, много исключений.
— А ваше первое знакомство с химией каким было?
— Меня химия впечатлила больше в университете. Там как раз было много практических работ, опытов. После педагогического вуза у меня еще был политехнический университет. Там я на химию уже посмотрела более осознанно и детально.
— Какие два химических опыта любят все школьники?
— Первый — это вулкан. Из маленькой горстки вещества огромное извержение получается. Второй — водородные бомбы со взрывом.
— Можно ли начинать знакомство с химией для малышей или дошколят?
— Можно и нужно, ведь химия — это наука о превращениях, а дошколятам интересно не только посмотреть, но самим провести и сделать опыт. Особенно важно показать эти превращения, когда дети только начинают изучать азы химии. Доказать, что химия — это не только формулы и реакции, но и синтез. Для этого в гимназии введен внеурочный практикум по химии для 6-7-х классов.
— А действительно ли и у любви есть химия?
— Конечно! Ее изучали с разных граней и углов, были развернуты споры и дебаты на многие десятилетия. И вот наконец выявили, что любовь — сложная смесь химических веществ в чистом, пробирочном виде. Если любовь рассматривать со стороны отношений — любовь ко второй половине, любовь к родителям, любовь к родственникам, друзьям, — то это тоже химия. В результате формируются прочные парные связи с конкретными особями.
— Востребованы ли сейчас специалисты, подкованные в химии?
— Хороший специалист всегда востребован. Те ребята, которые выбрали химию, могут пойти в медицину: врачи, провизоры, фармацевты. Или реализовать себя в науке в качестве химика-исследователя, лаборанта химического анализа, биохимика, химика-технолога, биотехнолога, химика-эколога. Двери педагогики перед ними тоже открыты!