Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры. 18+
В последние несколько лет жанр хоррора представляет из себя самое настоящее поле для экспериментов. С одной стороны, на сцену вышел Джордан Пил, который умело сочетает комедию и ужас, с другой свою линию продолжает гнуть Энди Мускетти, снимая лучшие экранизации Стивена Кинга, ну а вдогонку за ними бежит Ари Астер со своим псевдоинтеллектуальным и «глубоким» саспенсом. На фоне всего этого возвращение повидавшей много франшизы «Пила» выглядит как некий архаизм, ведь в жанре фильмов ужасов про маньяка-конструктора всевозможных орудий пыток было сказано много, как самой франшизой, так и другими картинами вроде «Коллекционера». Но студийные боссы и продюсеры решили, что в такое непростое для жанра время, зрителю нужно что-то привычное. Так на свет появилась «Пила: Спираль». И получилась она, мягко говоря, спорной. Но обо всем по порядку.
Сюжет фильма, как и его действия, происходит в той же вселенной, что и события оригинальных фильмов про Джона Крамера по прозвищу «Конструктор». Вот уже несколько лет он мертв, а в центре истории оказывается не в меру дерзкий и своенравный полицейский Зик Бэнкс в исполнении американского комика Криса Рока. Он ведет себя как самый типичный коп: стоит в оппозиции своему участку, находит компромиссы с начальством, проявляет свой характер и остается в тени великого отца-полицейского которого сыграл Сэмюэл Л. Джексон. Происходит неожиданное убийство одного из коллег Зика, в котором полицейские сразу же видят подчерк мертвого Крамера, и, разумеется, убийства начинают продолжаться, а умирают только сотрудники этого полицейского участка. Раскручивать все дело, само собой, берется Зик.
По ходу фильма складывается впечатление, что еще на моменте написания сценария, авторы не понимали, что хотели увидеть в итоге. В какой-то момент картина уходит к корням и превращается в продуманный и гротескный слэшер с огромным количеством изобретательного насилия и крови. Потом превращается в детектив, а из него прыгает в пародию на всевозможные фильмы про полицейских-напарников и долг службы. Зритель пытается собрать для себя картинку из того, что видит, но целостности никакой нет. Кино кидает из стороны в сторону, показывая сначала очень кровожадные убийства, а следом попытку Криса Рока отыграть скорбь или ярость по потере очередного коллеги.
И выглядит это смешно, что напрочь сбивает саспенс фильма. Уже не хочется следить за детективными размышлениями, самостоятельно распутывая клубок загадок, вычленяя от туда главного злодея, потому что повествование не дает сделать этого. Вместо последовательного и мрачного детективного фильма ужасов, зритель получает разную по настроению нарезку тех или иных событий, которые почему-то приводят к одному финалу. И он тоже оказывается не самым очевидным, понятным или непредсказуемым.
В этом разрушении жанра и целостности истории виновато еще и само повествование, которое постоянно перекидывает действие то назад во времени, то вперед, не показывая иной раз убийства или ключевые моменты, ведь из-за них у сценаристов сорвется гранд-финал, и люди не пойдут из кинотеатров с открытым ртом. Да и так никто не вышел, недомолвки сценария и попытки нагнать интригу флешбеками и флешфорвардами убили всю концовку, а пародийный эффект от харизмы Криса Рока забил последний гвоздь в атмосферу.
По итогу получилась пресная, неровная и местами надуманная история, которая никак не может зацепить, заставляя все чаще проверять уведомления на смартфоне. К середине фильма становится попросту скучно, ну а продающие франшизу казни с помощью хитроумных инженерных устройств для убийства уже не могут похвастаться такой изобретательностью, как в прошлых фильмах. А жаль, в попытке сделать «Настоящего детектива» в антураже «Пилы», авторы погнались за всем сразу и упустили все. Идти, пожалуй, на «Пила: Спираль» не буду рекомендовать. Лишь потратите время.