Интервью с молодым педагогом Романом Лаасом
Свою необычную историю превращения из гуманитария в преподавателя физики Роман Лаас вспоминает с улыбкой. В этом нестандартном решении кроются принципиальность и целеустремленность молодого педагога и преимущества для ребят, с которыми он теперь работает.
— Началось с того, что я решил поступать в лицей при политехническом университете. Меня к этой мысли подвели родители. У меня возникли сомнения, что я свою карьеру смогу построить на любви к гуманитарным дисциплинам. Мне нравились история, география, языки. Мне тогда показалось, что обязательно надо изучать точные науки. Совершенно не пожалел потом об этом. И тогда я поступил в лицей при ТПУ, там мы активно изучали физику и математику. В 2006 году я по ним сдавал ЕГЭ, потом поступал на физтех. Главный принцип, который я вынес тогда: если ты что-то делаешь, что тебе трудно дается, это точка твоего максимального развития. Если ты находишь моменты, в которых ты по тем или иным причинам недостаточно хорош и ты в них развиваешься, то ты интегрально становишься лучше, весь, целиком. Мне просто хотелось что-то делать очень хорошо.
— Как же в вашей жизни появилась педагогика?
— Все очень просто. Я вернулся из Германии, где учился семестр. Надо было искать работу или подработку. Я очень много времени тратил на учебу, поэтому делать что-то руками возможности не было, а подработка головой казалась разумным и правильным решением. Я подумал, что с 4 лет не зря учил немецкий язык, подрабатывал репетитором. Но я быстро понял очень простую вещь: английский и немецкий языки давались мне легко. И поэтому мне сложно их объяснять другим. Я не знаю, как объяснить то, что не понимают, так как для меня это никогда не было проблемой. А вот объяснять физику оказалось гораздо интереснее, потому что я сам прошел через боль, сложности, непонимание. Я понимал каждый этап, на котором у человека могут возникнуть проблемы. Моя изначальная слабость стала моей силой.
О своих главных правилах взаимодействия с подростками в центре подготовки «Постоянная Планка» Роман Лаас рассказал в нашей видеозарисовке.
— А где помимо школьной программы может пригодиться физика? Ее прикладное значение для простых обывателей в чем?
— Физика — это процесс и способ описания любых вещей, которые происходят в мире. Она во всем: электроприборы, которые мы используем, ветер, звезды на небе. Все описывается при помощи некоторых уравнений в физике. Мне лично кажется, что стремление к пониманию и желанию разбираться, как работают вещи, это просто классно и интересно. Человек должен следовать за своим интересом. Детям, очевидно, интересно все, а взрослые строят себе набор рамок и стен и перестают задавать вопросы. Занимайтесь чем угодно. Главное — быть постоянно в поиске нового потока и развиваться.
Почему это важно, Роман Лаас рассказал в подкасте Tomsk.ru.
— Почему физика остается сложной? Это важно найти классного преподавателя?
— У всех разные стартовые условия. Кому-то что-то дается легче. Те предметы, которые традиционно считаются гуманитарными, они тоже сложные, в них надо разбираться. На истории ты можешь обрывочные знания, куски фильмов, фразы какие-то выдать за свое понимание предмета, начать рассуждать. Там нет строгого критерия, когда ответ правильный во многих случаях. В физике это не прокатит. Ты либо получил ответ, он у тебя сошелся, либо нет. В этом кроется проблема. Кажется, что точные науки более сложные, так как не прокатывают поверхностные знания, в отличие от других предметов. Вот здесь принципиальное отличие. Но разбираться в гуманитарных науках ничуть не легче, чем разбираться в физике.
Выучить и понимать физику и сдать ЕГЭ на 90 и более баллов — это разные стратегии. Получить высокую отметку по экзамену не так сложно, как думают. Просто достижения цели в самом этом факте, если только так ограниченно ставить задачу, отрежет дальнейшую мотивацию. А зачем вы все это делали? Часто на первом курсе ребята оказываются в позиции, когда они вроде достигли своих целей, но они не получили удовлетворения, им не дали мотивационного пинка. Ничего качественно не изменилось в их жизни, не пришло понимание и осознание своего места в жизни. Поэтому не надо цепляться за результаты экзамена, а цели и задачи надо формулировать более глобально. Что я хочу, каким я хочу быть человеком и чем заниматься через 20 лет? Нужно думать о том, как постараться быть счастливым и успешным, и определить, что эти вещи значат для вас.
— А зачем людям знать физику? И нужны ли глубокие знания этого предмета каждому?
— Я сам не верю в то, что всем надо знать физику. Каждый в жизни делает для себя выбор. По моему ощущению, лучше знать, чем не знать, лучше разбираться, чем не разбираться. Я убежден, что у каждого человека есть потребность быть в чем-то сильным. Для кого-то это языкознание, для кого-то — умение общаться с другими людьми. Для меня лично приятно и важно, глядя в окно, на небо, на движущиеся автомобили, понимать, что в чем-то я разбираюсь. Я знаю, почему и как это работает. Самое интересное, я знаю, что я еще не знаю и что могу изучить. Я знаю, какие вопросы я могу задать и где найти на них ответы. И этот постоянный процесс толкает меня по жизни вперед и заставляет радоваться каждому дню, который я могу потратить на это.